logo search
266495_ADD32_miklyaeva_a_v_rumyanceva_p_v_shkol

Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника

Необходимые материалы: листочки для написания рассказов, ватман, маркеры, скотч.

Ход занятия

1. Написание рассказов или притч «Школа, в которой нет ника­ких правил» (цель — актуализация представлений о необходимости правил). Класс делится на подгруппы. Каждая получает листок бу­маги и 15 минут времени, в течение которых необходимо написать притчу на тему «Школа, в которой нет никаких правил». Общий вывод по итогам прочтения и обсуждения историй должен содер­жать следующие положения: правила нужны для безопасности, они связаны с проблемой прав и обязанностей, которые, по мнению большинства учащихся, одинаковые у учителей и учеников.

В некоторых случаях необходимо в качестве примеров привес­ти несколько притч. Когда история пишется в форме притчи (в кон­це есть некая «мораль»), это облегчает дальнейшее обсуждение.

2. «Права и обязанности» (цель формулирование прав и обязан­ностей по принципу партнерства учеников и учителей). Индивиду­альная работа: необходимо перечислить на листе бумаги права старшеклассников в школе под соответствующим заголовком. Резуль­таты обобщаются на доске (получается список прав). Затем, вспомнив об идее равноправия, заголовок изменяется на «права учителей». Все права, оказавшиеся неподходящими, вычеркивают­ся. Итоговый список прав фиксируется на ватмане, вывешивается в учительской. Он может стать хорошим поводом для обсуждения на педсовете.

Если какое-то «право» вызывает споры, его можно обсудить по принципу «что будет, если учитель... (будет ходить только к тем клас­сам, к которым хочет)». Это сразу снимает многие вопросы.

3. Обобщение (цель ассимиляция опыта). Обсуждаются резуль­таты занятия и цикла классных часов в целом.