logo search
266495_ADD32_miklyaeva_a_v_rumyanceva_p_v_shkol

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов

Цель: создание условий для успешной школьной адаптации вы­пускников в период экзаменов. Задачи:

□ просветительская — информирование педагогов об особен­ностях протекания процесса адаптации к обучению в стар­шей школе;

□ обучающая — выработка представлений о способах эффек­тивной подготовки учащихся к экзаменам.

Сроки проведения: каникулы между второй и третьей четвертью (поскольку подготовка к экзаменам, как правило, ведется все вто­рое полугодие).

Участники: все учителя, принимающие в данном учебном году выпускные экзамены.

Необходимые материалы: детские рисунки-иллюстрации, блан­ки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся, бумага для записей.

План семинара

1. Информация о психологическом содержании экзаменов. Ведущий кратко рассказывает о психологическом содержании экзаменаци­онной ситуации. Важно осветить следующие моменты.

В 9 и 11 классе на первый план выступают проблемы подготов­ки к выпускным и вступительным экзаменам. Эта проблема ока­зывается настолько значимой, что подчас затмевает все остальные в последние месяцы школьного обучения. Так, при изучении временной перспективы и представлений о будущем у старшеклас­сников оказалось, что для многих из них к четвертой учебной чет­верти все «будущее» сводится к одному-двум месяцам и все его со­держание составляют два мотива: первый — хорошо окончить школу, второй — поступить в выбранное учебное заведение.

Предэкзаменационная и экзаменационная ситуации оказывают сильнейшее влияние на состояние организма и психики школьни­ка. Это объясняется, прежде всего, тем, что проверка интеллекта вообще относится к наиболее психологически дискомфортным си­туациям, особенно если эта проверка так или иначе связана с соци­альным статусом личности. Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету среди учителей, родителей или одноклас­сников, желание получить оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, — все это, в конечном счете, определяет высо­кую психологическую значимость экзаменов для человека. Именно поэтому провал на экзаменах чаще всего воспринимается школьни­ками как серьезная жизненная неудача, а психические и физиоло­гические сдвиги могут приобретать даже характер патологии.

Психологи единодушно относят экзамен к разряду стрессоров, то есть факторов, оказывающих на человека сильное психологическое давление и усложняющих функционирование организма и психики. Главное причиной предэкзаменационного и экзаменаци­онного стресса в самом широком плане является неопределенность представлений о результатах будущей деятельности. В основе этой неопределенности лежит то, что школьник не знает экзаменаци­онного стиля учителя, не может предугадать, какой билет ему по­падется и какие вопросы будут заданы дополнительно, сумеет ли экзаменатор объективно оценить его знания, не помешают ли это­му какие-нибудь обстоятельства. У школьника нет гарантии, что его ответ будет верно понят, что преподаватель по одному малень­кому фрагменту знаний сможет оценить общий уровень его подго­товленности. Все эти факторы в большинстве случаев вызывают острое чувство неуверенности, беспокойства, тревоги, страха, то есть целый комплекс отрицательных эмоций. Их сила настолько велика, что исследования показывают параллельное с ними изме­нение состояния организма.

Процесс сдачи экзаменов вызывает сдвиги во всех системах орга­низма и психики. В частности, психологами отмечается, что во вре­мя экзаменов у школьников значительно медленнее протекают мыслительные процессы, становясь более дезорганизованными на фоне общего повышения артериального давления, усиления рабо­ты сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Интересно, что эти изменения не проходят в тот момент, когда школьник получает экзаменационную оценку. Эта так называемая «экзаменационная контузия» продолжается еще долгое время спу­стя, в некоторых случаях—до трех-четырех месяцев после экзаме­на. При этом негативное влияние экзаменационная ситуация ока­зывает прежде всего на тех школьников, в структуре личности ко­торых значительное место занимает устойчивая тревожность, естественно, прежде всего, школьная тревожность.

«Психологическое оснащение» экзаменационной ситуации включает в себя правильную подготовку к экзаменам и правильное поведение в экзаменационной ситуации. Достижение этого пред­полагает не только психологическую грамотность школьников, но и помощь со стороны учителей.

Рассказ станет живее благодаря демонстрации «благополучных» и «неблагополучных» детских рисунков на тему «Я на экзамене». При подготовке к семинару можно воспользоваться перечислен­ной ниже литературой.

Бойко В. В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации. М., 1997.

Вольф Д. и др. Как преодолеть страх перед экзаменом. Ново­сибирск, 2000.

Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб., 1996.

□ Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Ду­бровиной. М., 2000.

□ Психолого-педагогические аспекты экзамена в высшей шко­ле. Краснодар, 1984.

Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000.

3. Работа в малых группах. Учителя делятся на несколько под­групп, каждой из которых предлагается сформулировать основные правила подготовки учащихся к экзамену. Важно подчеркнуть, что эти правила должны быть нацелены на то, чтобы облегчить ребя­там жизнь в период подготовки и сдачи экзаменов. Результаты ра­боты групп обобщаются в виде общего списка правил на доске. Психолог может дополнить его своими рекомендациями. Важно, чтобы в итоговый список были включены следующие правила.

□ При подготовке к экзамену четко формулируются вопросы. Конспекты ответов, учитывая индивидуальные особенности усвоения информации, желательно представлять учащимся в двух видах: в виде структурированного текста, в котором выделены отдельные смысловые фрагменты, а также в виде наглядных рисунков и схем (при нехватке времени составле­ние таких схем может быть материалом для самостоятельной работы учащихся по подготовке к экзамену, что даже повы­шает ее эффективность, поскольку обеспечивается принцип «включения в деятельность»; в этом случае необходима обя­зательная проверка учителем их корректности).

□ В самом начале подготовки к экзамену учитель должен од­нозначно сформулировать свои требования к ответу «на три», «на четыре», «на пять», а также к поведению учащегося на экзамене, его внешнему виду (если учитель считает это важ­ным) и т. д. При возможности эти требования вывешивают­ся в кабинете. Важно, чтобы они оставались неизменными и соблюдались на экзамене.

□ Необходимо отмечать успехи учащихся в овладении знания­ми по предмету, выделять «пройденные и усвоенные» момен­ты для того, чтобы не поддерживать паническое ощущение

типа «я ничего не знаю», «это невозможно выучить» и т. д. Для этого желательно проводить «мини-экзамены» по каж­дому разделу учебного предмета.

□ Желательно провести «репетицию» за несколько недель до экзамена, во время которой ребята сориентируются в про­странстве кабинета в условиях необычной расстановки ме­бели, и, что еще важнее, получат возможность разобраться с тем, как ведет себя на экзамене учитель, какие вопросы он задает и т. д.

4. Подведение итогов. Семинар завершается итоговым обсужде­нием достигнутых результатов, обменом впечатлениями.