logo search
266495_ADD32_miklyaeva_a_v_rumyanceva_p_v_shkol

Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов

Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассни­ков к школе.

Задачи:

□ просветительская — информирование педагогов о психоло­гических особенностях адаптации учащихся к обучению в школе;

□ обучающая — обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки.

Сроки проведения: до начала учебного года (конец августа).

Участники: все учителя, работающие в данном учебном году в параллели первых классов

Необходимые материалы: детские рисунки-иллюстрации, блан­ки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся, распечатки, содержащие психогимнастиче­ские техники, рекомендуемые в работе с первоклассниками.

План семинара

1. Вступительное слово ведущего. Ведущий рассказывает о пси­хологических трудностях, возникающих у первоклассников в пер­вые месяцы школьной жизни. При подготовке этого сообщения можно опираться на следующие основные положения.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом ме­няет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, напол­ненной множеством требований, обязанностей и ограничений: те­перь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать ре­жим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять тре­бования учителя, выполнять домашние задания.

В этот же период жизни преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и пе­реживаний, круг общения. Переживание ребенком этих изменений, даже если он их и не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для перво­классника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школь­ного обучения, когда ребенок сталкивается с большим количеством трудностей.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм пер­воклассника работает в таком же режиме, как организм космонав­та, находящегося в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно про­текает период школьной адаптации — выработки нового, «школь­ного» образца жизни. Как правило, школьная адаптация занимает

не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу пер­вой четверти.

Учителя и родители могут оказать ребенку существенную по­мощь в процессе школьной адаптации. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, тер­пение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональ­ная поддержка помогают первокласснику почувствовать значи­мость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

При подготовке к семинару можно воспользоваться приведен­ной ниже литературой.

Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М, 1996.

Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика,

коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997.

Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Т. В., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001.

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

Глоссер У. Школа без неудачников. М., 1991.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.

Овчарова Р. В. Работа психолога в начальной школе. М., 1993.

Для иллюстрации важности психолого-педагогического сопро­вождения первоклассников можно показать учителям типичные рисунки детей («Я в школе»), проходящих процесс адаптации к школе успешно и с явными затруднениями (имена авторов рисун­ков при этом не называются).

В заключение можно попросить учителей привести примеры из их практики, которые соответствуют теме семинара и могут быть проанализированы в его контексте.

Подводя итог, ведущий отмечает, что основная причина возник­новения трудностей у первоклассников — это резкое изменение требований к нему по сравнению с дошкольным детством.

2. Методический этап семинара: обучение педагогов навыкам рас­познавания тревожных детей и оказания им психологической поддер­жки. Педагогам предлагается методика экспертных оценок прояв­ления школьной тревожности в поведении учащегося (см. Главу 3). Описываются основные способы оказания психологической под­держки и помощи высокотревожным детям (они аналогичны ре­комендациям для родителей, также приведенным в Главе 4). Оговариваются консультационные часы школьного психолога, осуще­ствляющего психолого-педагогическое сопровождение пятиклас­сников: педагоги могут сами обратиться в психологическую служ­бу или рекомендовать обращение родителям учащихся.

Подчеркивается необходимость постоянной смены видов дея­тельности, проведения физкультминуток. Психолог может предло­жить несколько психогимнастических этюдов, которые, помимо функции физической разрядки, выполняют также и функцию раз­рядки нервно-психического напряжения (Чистякова М., 1990). □ «Скульптура»: в парах один — «скульптор», другой — «гли­на». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сю­жет или же придумывает сюжет сам.

□ «Мелки»: в парах один ребенок рисует рукой на спине друго­го какую-то букву, фигуру; задача второго — отгадать, что нарисовано.

□ «Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движениями, походкой и т. д.

Желательно подбирать такие упражнения, которые могут быть наполнены различным содержанием в зависимости от темы урока, например, в упражнении «Мелки» можно писать на спине цифры, буквы, рисовать какие-нибудь знаки. Упражнения «Скульптура» и «Маска» подходят к любому гуманитарно-ориентированному пред­мету и т. д.

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, ко­торых удалось достичь в его рамках.