2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
Задержка психического развития конституционального происхождения диагностируется у детей с проявлениями психического и психофизического инфантилизма. В переводе на русский язык инфантилизм (лат. infantilis) означает «младенческий, детский». В психологической литературе под ним подразумевается отсталость развития, проявляющаяся сохранением во взрослом состоянии физического строения или черт характера, присущих детскому возрасту.
Термин «инфантилизм» впервые был предложен Э. Ласегом (Е. Lasegue) в 1864 году для обозначения сохраняющихся у некоторых взрослых людей физических и психических признаков, свойственных детям. По отношению к детям с задержками развития термин «психический инфантилизм» ввел в начале XIX века немецкий психиатр Ж. Антон (G. Anton). Автор рассматривал его как «парциальный инфантилизм», в отличие от «тотального инфантилизма» при умственной отсталости. Во взрослой психиатрии данный термин применяется достаточно часто в рамках анализа изменений личности при различных психических заболеваниях (ци. по: Лебединский, 1985).
Распространенность психического инфантилизма, по данным некоторых авторов, составляет 1,6% среди детской популяции.
Его причинами чаще всего являются относительно легкие поражения головного мозга: инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов. Ряд авторов связывают инфантилизм у детей с конституционально-генетической предрасположенностью и психогенными факторами в виде особенностей воспитания по типу гипо- или гиперопеки, деспотического воспитания и т. п. (К. С.Лебединская, 1982;
В. В. Ковалев, 1985).
В клинической практике выделяются две формы психического инфантилизма: простой и осложненный (В. В. Ковалев, 1973; Т. А. Власова и М. С. Певзнер, 1973; М. С. Певзнер, 1982; и др.) В дальнейших исследованиях были выделены четыре его основных варианта: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный
инфантилизм.
Гармонический (простой) инфантилизм проявляется в равномерной задержке темпа физического и психического развития. Название «гармонический инфантилизм» было предложено Г. Е. Сухаревой (Сухарева, 1959, 1965). Его клиническая картина характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста, так как у них наблюдается инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций, преобладанием в поведении игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности.
В раннем возрасте у ребенка признаки эмоционально-волевой незрелости выявить достаточно сложно, и поэтому психический инфантилизм значительно чаще диагностируется в школьном и подростковом возрасте. Однако уже в первые годы жизни у детей с психическим инфантилизмом специалисты могут наблюдать снижение познавательной активности, симбиотическую связь с матерью, задержку в развитии навыков самостоятельности.
В дошкольном возрасте у таких детей наблюдается недоразвитие интеллектуальных интересов, что проявляется в повышенной отвлекаемости, утомляемости, особенно когда от ребенка требуются волевые усилия для выполнения сложных заданий. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, но в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью.
При поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом наблюдается преобладание игровых интересов над познавательными. Им трудно длительно сосредоточиваться на задании, проявлять усидчивость на протяжении всего урока, подчиняться правилам дисциплины (М. С. Певзнер, 1972). И нередко в ответ на обычные учебные задания . могут возникать невротические реакции и нарушения поведения. «Гармоничность» психического облика часто нарушается в школьном и взрослом возрасте, поскольку незрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию ребенка.
Между тем возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. При правильной организации учебно-воспитательной работы дети с подобным пропорциональным сочетанием психической и физической незрелости догоняют своих сверстников в общем психическом развитии. Постепенно возрастает их индивидуальная активность и самостоятельность, появляются исследовательские и творческие элементы в деятельности, наблюдается развитие воображения и фантазий. По наблюдениям клиницистов, проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к десяти годам (В. В. Ковалев, 1979).
Клинико-психологические исследования показывают, что при простом психическом инфантилизме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную. Однако в структуре психического дефекта определяющим симптомокомплексом является эмоционально-волевая незрелость. Это наглядно проявляется в повышенной эмоциональности, неустойчивости, несамостоятельности детей, в повышенной внушаемости, в стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, обеспеченности, неумении подчинять свое поведение требованиям взрослых и вместе с тем в чрезмерной зависимости от близких (В. В. Лебединский, 1985). Типичными для детей с психическим инфантилизмом в младшем школьном возрасте является преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. В пубертатном периоде у таких детей могут наблюдаться личностные дисгармонии, проявляющиеся в акцентуациях характера по неустойчивому или истероидному типу (В. В. Ковалев, 1985).
Интеллектуальная недостаточность у детей с простым инфантилизмом имеет вторичный характер, определяемый отставанием в созревании компонентов формирующейся личности. Она проявляется преобладании конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим. При выполнении интеллектуальных задач у школьников наблюдается недостаточная целенаправленность, склонность к подражательной деятельности (3. И. Калмыкова 1978; Т. В. Егорова, 1973; В. В. Лебединский, 1985).
В исследованиях психологов было выявлено, что недостаточна целенаправленность, повышенная эмоциональность детей с неосложненным инфантилизмом негативно отражается на формировании познавательных процессов. Например, в исследованиях особенностей восприятия у младших школьников с простой формой инфантилизма было обнаружено недостаточное развитие ориентировочной ochobы деятельности, что затрудняло выбор эффективной стратегии при решении перцептивных задач и обусловливало снижение скорости их выполнения (Сафади Хасан, 1997).
Особое место в структуре задержки психического развития у детей с инфантилизмом занимает выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В то же время в процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается. Эти данные подчеркивают зависимость интеллектуальной продуктивности детей с инфантилизмом от мотивации.
Исследования памяти детей с психическим инфантилизмом пока зало, что им свойственен более высокий уровень развития зрительной памяти по сравнению со слухоречевой. Многие дети испытывают существенные трудности в организации мнемической деятельности и его контроле. Например, в процессе игры эффективность запоминания в них значительно выше, что подчеркивает положительную роль установки в эффективности мнемических процессов у детей с психическим инфантилизмом (Сафади Хасан, 1997).
Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется и в особенностях мыслительной деятельности детей с психическим инфантилизмом. Исследования показывают достаточную сформированность мыслительных операций, но неравномерную познавательную активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности (В. В.Лебединский, 1985).
Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму, с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, эгоцентризм и пр. (Г. Е. Сухарева, 1959).
Патологические черты характера могут проявляться у ребенка уже и начале второго года жизни в виде упрямства, аффективной неустойчивости. В дошкольном возрасте они могут находить отражение в реакциях протеста, в стремлении ребенка настоять на своем, обидеть других детей или близких и пр. У детей школьного возраста черты незрелости могут лежать в основе повышенной аффективной неустойчивости, в склонности ребенка к застреванию на источниках конфликта, в патологической лживости и пр. В подростковом возрасте черты незрелости эмоционально-волевой сферы нередко проявляются в девиантном поведении и в патологических чертах характера. Как подчеркивает В. В. Ковалев, структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии. Наиболее часто у детей с данным видом инфантилизма формируются психопатии истероидного, неустойчивого и возбудимого типа (В. В. Ковалев, 1985).
Дисгармонический инфантилизм в чистом виде встречается достаточно редко. Наиболее распространенным вариантом конституциональной формы ЗПР является органический инфантилизм, который развивается вследствие органического повреждения мозга. Органический инфантилизм характеризуется сочетанием психического инфантилизма с психоорганическим синдромом. (Г. Е. Сухарева, 1965; С.С. Мнухин, 1968; К. С. Лебединская, 1982; В. В. Лебединский, 1985; и др.). В. В. Ковалев рассматривает органический инфантилизм как форму резидуально-органической психической патологии смешанного (дизонтогенетически-энцефалопатического) патогенеза (В. В. Ковалев, 1979). Органический инфантилизм возникает чаще всего в связи с последствиями ранних органических поражений мозга вследствие мозговых инфекций или травм.
В клинической картине, как и при простом инфантилизме, имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, непосредственность, повышенный интерес к игровой деятельности, но в сочетании c пограничной интеллектуальной недостаточностью, обусловленной нарушением ряда предпосылок интеллектуальной деятельности: внимания, памяти, психической работоспособности (В. В. Ковалев, 1985) Эмоционально-волевая незрелость остается ядерным признаком и про является детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Кроме того, наблюдается снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. С возрастом у детей с органическим инфантилизмом более отчетливо проявляется интеллектуальная недостаточность — в снижении школьной успеваемости.
Интеллектуальная деятельность детей с органическим инфантилизмом отличается инертностью, слабой переключаемостью мыслительных процессов. Игровая, а затем и учебная деятельность отличается однообразием, снижением познавательной активности, незаинтересованностью в оценке своих действий, низким уровнем притязаний Выраженное недоразвитие предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности) негативно отражается на интеллектуальной продуктивности детей, но не вызывает нарушений собственно интеллектуальных функций, таких как способность к обобщению и абстрагированию.
При психологическом исследовании младших школьников с органическим инфантилизмом были выявлены трудности переключения внимания, сниженный объем памяти, как в зрительной, так и в слуховой модальностях, недоразвитие зрительно-пространственных функций (И. А. Юркова, 1971; В. В. Ковалев, 1979; В. В. Лебединский, 1985 И. И. Мамайчук,Е. Г.Трошихина, 1997;идр.). Обучение в массовой школе у таких детей вызывает значительные трудности, как правило, они обучаются в классах для детей с ЗПР или во вспомогательных школах.
Исследования личности детей с инфантилизмом выявило ее дисгармоничную структуру, неадекватную самооценку, неадекватные способы эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию. При чем наиболее стойкие личностные нарушения наблюдались у детей осложненным психическим инфантилизмом. В отличие от младших школьников с неосложненным инфантилизмом у детей с органическим инфантилизмом наблюдалось достоверное снижение показателя адаптации, склонность к повышенной фиксации на источнике конфликта, неадекватные способы разрешения конфликтной ситуации, а также примитивные способы психологической защиты (регрессия, вытеснение) (И. И. Мамайчук, Е. Г. Трошихина, 1997). В их поведении наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. У части детей наблюдаются неврозоподобные реакции.
Внутри органического инфантилизма В. В. Ковалев выделяет отдельные варианты: церебрастенический, невропатический, диспропорциональный, эндокринный и психогенный (В. В. Ковалев, 1985).
При церебрастеническом варианте эмоционально-волевая незрелость сочетается с симптомами раздражительной слабости и мягкой интеллектуальной недостаточности.
Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалированием астеноневротических проявлений в виде повышенной тормозимости, пугливости, робости, внушаемости, неумеренности в себе, трудности адаптации в детских коллективах с симптомами выраженных соматовегетативных нарушений.
При эндокринных вариантах клиническая картина определяется сочетанием признаков инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональной дисфункции. Например, у детей с недоразвитием гениталий (гипогенитализм) наблюдается инфантилизм в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью, бесплодным мудрствованием. При гипофизарном субнанизме признаки незрелости сосуществуют с чертами старообразности в физическом и психическом облике, склонностью к педантизму, рассуждениям со слабостью волевого усилия, расстройствами внимания и логической памяти. К. С. Лебединская, исходя из особенностей эмоционально-волевой незрелости, выделяет неустойчивый и тормозимый варианты органического инфантилизма (К.С.Лебединская, 1982).
Психогенный инфантилизм, как особый вариант инфантилизма, и отечественной психиатрии и психологии изучен недостаточно. Этот вариант рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания (Е. И. Кириченко, 1992; К. С.Лебединская, 1982).
В литературе имеются отдельные упоминания о том, что ранняя социальная и психическая депривация влечет за собой аффективную незрелость, повышенную лабильность, снижение самоконтроля поведения, с определенной долей вероятности влияя на формирование у детей с возрастом эмоционально-незрелой личности.
Эмоционально-волевая незрелость личности может сформироваться и при воспитании по принципу гиперпротекции. При таком типе воспитания наряду с инфантильностью формируются эгоцентризм, крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению.
Деспотичное воспитание детей с использованием физического наказания и постоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недостаточной самостоятельности, нерешительности.
Для психогенного инфантилизма характерна социальная незрелость личности, которая может проявляться в недоразвитии морально-нравственных установок, ценностных ориентаций, в снижении самоконтроля поведения. Все это способствует формированию девиантного поведения. (И.И.Мамайчук, 2002).
В процессе дифференциальной диагностики конституциональной формы ЗПР от других нарушений психического развития необходимо использовать комплексный клинико-психолого-педагогический подход.
Прежде всего необходимо отличить органический инфантилизм от умственной отсталости. В отличие от умственно отсталых детей у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, что проявляется в возможности обобщений предметов по существенным признакам, в полноте сравнений предметов. Дети с инфантилизмом способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности.
Кроме того, если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность (в частности, при органическом инфантилизме), то она обладает своей спецификой – на первом плане оказывается нарушение предпосылок интеллекта – и имеет тенденцию к сглаживанию. В связи с этим главным критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, психической работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушений значительно меньше.
Важной представляется и дифференциальная диагностика простого инфантилизма от дисгармонического. Последний может в дальнейшем проявляться в психопатическом развитии личности ребенка, способствовать развитию аффективной возбудимости, эксплозивности, нарушению влечений, расстройствам социального поведения.
При соответствующем обучении дети с инфантилизмом способны получить среднее или неполное среднее образования, им доступно профессиональное образование, средне специальное и даже высшее. Однако при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика, особенно при осложненном инфантилизме, что может проявляться в психической и социальной дезадаптации детей и подростков.
Итак, если оценивать динамику психического развития детей с инфантилизмом в целом, то она преимущественно благоприятна. Как показывает опыт, проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию.
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-