Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
Функции / Задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР | |
Конструирование. 1. Предложите ребенку кубики размером 8 см3. Попросите его построить башню, поставив один кубик на другой. 2. Затем покажите ребенку, как можно построить из кубиков поезд с трубой. | Ребенок должен это сделать без показа Поезд ребенок строит после показа (добавляет трубу), что указывает на развитие целенаправленности его поведения | Для успешного выполнения этого задания ребенку с ЗПР необходимо предварительно показать как это надо делать. Регулирующая роль слова еще не играет важной роли в психическом развитии ребенка с ЗПР в отличие от здоровых сверстай--ков. Ребенок может построить «поезд» из кубиков по подражанию, но не добавляет дополнительных деталей. Это подчеркивает недоразвитие целенаправленности, недостаточное развитие фантазии | |
Дифференцирорка геометрических форм. Используется доска с вырезанными на ней геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат). Вынув все три геометрические фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребенку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему. Далее, вложив все фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно выполнить задание | Здоровый ребенок правильно дифференцирует формы, что указывает на сформированность зрительного восприятия формы, способности устанавливать сходство и различия | При выполнении этого задания дети с ЗПР не всегда сосредоточиваются на инструкции психолога, производят много пробующих действий без учета формы объектов. Это указывает на недоразвитие ориентировочной основы действия, внимания, затрудняющее правильную дифференцировку форм
| |
Дифференцировка величины (тест с пирамидкой). На глазах у ребенка снимите кольца с пирамиды и попросите его помочь собрать ее снова. Успешное выполнение этого задания демонстрирует способность ребенка осуществлять систему целенгаправленных действий, обнаружить ошибки и исправить их. | ребенок двух — двух с половиной лет хорошо справляется с этими заданиями, работая, как правило, методом проб и ошибок. Он еще может перепутать верхние и нижние кольца | Ребенок испытывает затруднения при выполнении этого задания, что указывает на недоразвитие целенаправленности действий, трудности понимания инструкции и трудности самоконтроля своих действий | |
Развитие памяти. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул. | Здоровый ребенок от двух до двух с половиной лет может запомнить и правильно выполнить 4-5 действий | Возникают трудности последовательного воспроизведения этих действий из-за неустойчивости внимания. Ребенок может правильно выполнить 1-3 действия | |
Бытовые навыки | Ребенок подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. В игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Выполнение этих действий демонстрирует умение ребенка осуществлять обобщение для достижения цели, координированные действия | Подражает отдельным действиям взрослого. Количество действий ограничено, отмечаются непоследовательные, хаотичные действия. Испытывает существенные трудности при застегивании пуговиц, завязывании шнурков из-за нарушений тонкой моторики | |
Словарный запас. Поставьте на стол несколько знакомых ребенку предметов: бутылочку, куклу, мяч, машинку, чашку, ложку и попросите назвать их | 1. Ребенок называет правильно все | 1. Затрудняется в назывании предметов, хотя может правильно их показать по просьбе взрослого | |
2. Тест на называние изображений. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, яблоко, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпу, носки, ботинки, грушу, арбуз, мальчика, девочку, бабушку, дедушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу Спрашивайте, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?» | 2. Ребенок называет многие картинки из группы: животные, люди, посуда, одежда, мебель предметы | 2. Испытывает трудности называния предметных картинок, хотя может их показать по инструкции психолога | |
Понимание инструкций. Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: «дай маме мячик», «положи его на стол», «дай его мне», ((подними упавший кубик», ((принеси мне куклу» и пр. | Ребенок выполняет более 10 инструкций, демонстрируя понимание обращенной к нему речи | Затруднено понимание речевых инструкций, особенно состоящих из трех и более слов. Понимание инструкций улучшается, если дополнительно использовать жесты | |
Развитие моторики. Развитие крупной моторики. Развитие тонкой моторики. Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить после показа рисунок вертикальной, горизонтальной линий, круга, креста, квадрата, треугольника. Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае он не должен видеть, как они были нарисованы) | Ребенок может приставным шагом перешагивать препятствия, расположенные на полу на расстоянии 20 см друг от друга. Ребенок правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста | Затрудняется в перешагивании через препятствия. Умение двигаться приставным шагом не сформировано. Затруднено копирование линий, линии нечеткие, может наблюдаться тремор при выполнении заданий. Вертикальные линии ребенок копирует лучше, чем горизонтальные. Не соблюдает пропорции, может рисовать вертикальную линию за пределами листа бумаги |
Таблица 10
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-