logo search
266495_ADD32_miklyaeva_a_v_rumyanceva_p_v_shkol

Глава 4 развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности

Развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности, может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

При выборе формы работы с ребенком, мы, как правило, учи­тываем характер его тревожности. Если она так или иначе связана с одноклассниками, или же у учащегося наблюдаются затруднения в установлении и поддержании контактов со сверстниками, на пер­вом этапе целесообразно работать с ним индивидуально, и только достигнув определенного прогресса, включать ребенка в группо­вую работу (прежде всего, в работу по развитию коммуникативных навыков, которая может строиться в мини-группах, включающих 2-4 подобных детей).

Кроме того, опыт работы показывает, что в старшем подростко­вом возрасте индивидуальная форма работы предпочитается груп­повой самими учащимися, поскольку уровень развития рефлексии уже позволяет им говорить о чем-то очень личном, что не хотелось бы выносить на прилюдное обсуждение, а рассказать кому-то хо­чется. В отличие от детей помладше, десятиклассники и одиннад­цатиклассники (а в некоторых случаях и учащиеся восьмых-девя­тых классов), будучи ознакомленными с результатами фронталь­ной психодиагностики, могут сами обратиться за консультацией к психологу. Как правило, в рамках консультации, посвященной тем или иным проявлениям школьной тревожности, всплывают свя­занные с ней семейные или личные проблемы, которые не подле­жат оглашению перед одноклассниками или учащимися из парал­лельных классов.

В то же время, для многих учащихся с первого по восьмой-девятый класс группа может стать мощным ресурсом, позволяющим справиться со школьной тревожностью. Это связано с тем, что данная проблема является, по сути, эмоциональной, а пространство развивающей группы позволяет возникнуть эмоциональному ре­зонансу, способствующему разрядке (отреагированию) негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.

В следующих параграфах приведен общий алгоритм индивиду­альной работы с детьми, для которых характерна повышенная школьная тревожность, а также соответствующие программы груп­повой работы.

Следует отметить, что развивающую работу, направленную на создание условий для преодоления учащимися школьной тревож­ности, в тех параллелях, которые характеризуются изменяющейся социально-педагогической ситуацией (1, 5, 10 классы), следует проводить не раньше, чем во второй учебной четверти. Это связа­но с тем, что для учащихся перечисленных классов свойственно испытывать школьную тревожность, отражающую протекание адаптационного процесса. «В норме» к концу первой четверти у большинства первоклассников, пятиклассников и десятиклассников уровень школьной тревожности снижается до пределов возраст­ной нормы. Помощь психолога нужна только в том случае, когда снижения уровня школьной тревожности к этому времени не про­изошло.