Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
Функции / Задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР |
Восприятие. 1. Складывание кубиков. Определяется степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль за процессом выполнения задания. Предложите ребенку построить из 9 кубиков (8 см3 каждый) башню, поезд с трубой, мост. 2. Предложите ребенку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), но теперь каждая фигура состоит их двух частей | Здоровые дети выполняют это задание без предварительного показа. Далее, после показа, де-1ают модель поезда с грубой, строят, также после показа, мост. 2. Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются | Ребенок затрудняется в выполнении заданий по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию. 2. Самостоятельно выполнить задание не удается: ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно |
Дифференцировка величины предмета. «Пирамидка» | Здоровый ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер | Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине |
Память. Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу: «Летом в лесу было много грибов и ягод», а затем повторить подряд 3 цифры: 2, 5, 9 | Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет три цифры подряд | Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен |
Развитие пространственных представлений. Сядьте с ребенком за стол напротив друг друга. Разложите по две одинаковых игрушки перед собой и перед ребенком: кукла справа, медвежонок слева от вас. Затем скажите: «Медвежонок < куклой пошли гулять», убираете со стола свои игрушки и игрушки ребенка. Далее посадите перед собой куклу слева, а медвежонка справа и попросите, чтобы ребенок сделал также. | Здоровый ребенок выполняет задание с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову | Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции |
Оценка словарного запаса | Ребенок к трем годам называет все предметы изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов | - Ребенок с ЗПР может дать, картинку с изображенным - предметом по инструкции, ) но затрудняться в ее названии |
Развитие двигательной сферы:
1. крупной моторики
2. Оценка тонкой моторики
| 1. К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трехколесном велосипеде 2. Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует иметь в виду, что успехи в рисований очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания | 1. Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде). 2. Затруднено выполнение рисуночных тестов. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно ребенку, но это умение плохо реализуется при изображении квадрата. Линии неровные, нередко заходят за пределы листа бумаги |
Особенности общения | В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух-трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему | Особых трудностей в процессе общения со взрослыми и детьми не наблюдается. В связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов (спасибо, пожалуйста и пр.)
|
В процессе занятий психологу необходимо фиксировать следующие особенности поведения ребенка:
1) Наблюдается ли страх при предъявлении новых, незнакомых предметов?
2) Как ребенок сосредоточивается на задании, часто ли отвлекается?
3) Как реагирует на похвалу и поощрение?
4) Проявляет ли избыточную активность в виде двигательной расторможенности, суетливости, полевого поведения?
5) Какова речевая активность ребенка?
6) Проявляет ли аффективные реакции (часто плачет, смеется, совершает разрушительные действия и пр.)?
Характерными признаками задержки психического развития детей к трехлетнему возрасту являются следующие:
• недоразвитие речевых функций;
• недоразвитие навыков самообслуживания;
• недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);
• недоразвитие игровой деятельности;
• несформированность возрастных форм поведения.
Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в не правильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.
Недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребе нок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.
Игровая деятельность отличается примитивностью, однообразия сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития.
Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются отраженные диспраксические отклонения.
3.3. ОСОБЕННОСТИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Развитие речевых функций у дошкольника в значительной степени способствует формированию общения со взрослыми и сверстниками. Активно развиваются познавательные процессы, самосознание и личность ребенка в целом.
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста
Диагностика психического развития детей дошкольного возраста может проходить в форме психометрического тестирования, нейропсихологического обследования и пр. Однако, как уже подчеркивалось выше, Применение тестов не является необходимым условием психологического диагноза, и сами тесты не всегда выполняют диагностическую функцию. Важную диагностическую информацию можно получить и с помощью метода направленного наблюдения за ребенком. Нами разработана шкала оценки особенностей психического развития ребенка-дошкольника. Она позволяет не только использовать функциональные пробы (тесты) при оценке развития, но и диагностировать уровень развития его психических функций на основе наблюдения за ним в процессе деятельности (И. И. Мамайчук, 1988, 1998). Представляемая вниманию читателей шкала апробирована и широко используется в клинической и педагогической практике. В ней выделены следующие диагностические блоки:
1) блок развития моторики,
2) развитие сенсорно-перцептивных функций,
3) особенности умственного развития,
4) игровая деятельность,
5) навыки самообслуживания.
Таблица 11
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-