Психическое развитие детей первого года жизни
В отечественной и зарубежной психологии разработаны некоторые объективные показатели моторного, сенсорного и речевого развития младенцев. Представлено огромное количество схем, шкал оценки развития. Особый интерес, на наш взгляд, представляют шкалы выдающегося психолога Арнольда Гезелла. Автор разработал нормы развития двигательной сферы ребенка и схемы для определения умственного развития младенца
Исследование детей раннего возраста проводилось А. Гезеллом в четырех основных направлениях: моторное развитие ребенка, речевые проявления, приспособительное и индивидуально-социальное поведение (табл. 4).
Возраст | Моторное развитие | Речевое развитие | Приспособительное поведение | Индивидуально-социальное поведение | ||||
Ступень одного месяца
| Когда берут младенца на руки, поднимает время от времени голову. Положенный плашмя на животик, делает движения ползания. Лежа на животе, поднимает головку. Лежа на животе, поворачивает голову в сторону
| Обращает внимание на звуки. Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли, голода
| Фиксирует взглядом окно и крупные предметы. Останавливает взгляд на движущихся предметах, если они достаточной величины. Видит красное (яркое) кольцо, но не задерживает на нем взгляд. Удерживает кольцо, положенное в руку | Поднимая ребенка, психолог чувствует известную мышечную активность с его стороны. Ребенок обнаруживает взглядом избирательное отношение к человеческому лицу.
| ||||
Ступень двух ме- сяцев
| Взятый на руки, держит голову в течение короткого времени. Если держать младенца на весу спиной вниз, поднимает голову. Положенный ничком, немного приподнимает грудь над поверхностью стола. Лежа на спине, выбрасывает голову в сторону. | Прислушивается к человеческому голосу. Когда взрослый близко наклоняется к младенцу, на его лице появляются определенные реакции. Располагает несколькими интонациями
| Следит глазами за движущейся фигурой. Задерживается взглядом на покачивающемся на веревочке красном кольце.
| Поворачивает голову и держит ее в определенном положении, заслышав человеческий голос. При поднимании на руки наблюдается мышечное напряжение в плечевой области. Бьет ножками в ванне при купании или производит ножками движения отталкивания | ||||
Ступень трех месяцев | Взятый на руки, хорошо фиксирует голову. Переворачивается со спины на бок. Положенный ничком, приподнимается, опираясь на ручки | Отвечает улыбкой при заговаривании с ним. Выражает чувство удовольствия определенной интонацией | Следит глазами за движущимся карандашом. При наблюдении свободно поворачивает голову. Прикасается на разные лады к кольцу. Лежа на спине, изучает окружающую обстановку | осознает внезапный переход к новой ситуации. Успокаивается под влиянием голоса или музыки. Предвкушает кормление, открыв рот, или приходит в состояние возбуждения. Одной ручкой перебирает пальчики на другой | ||||
Ступень четырех месяцев | Хорошо держит голову, когда его носят или укачивают. Лежа на спине, приподнимает голову и плечи, как бы пытаясь сесть. Сидит обложенный подушками. Ручки не сжаты все время в кулак, часто раскрываются | Громко смеется. В ответ на появление взрослого подает голос. Спонтанное гуление | Лежа на спине, зажимает между ручками качающееся кольцо. Смотрит на дюймовый кубик на столе. Поворачивает голову, прослеживая взором исчезающий предмет | Разглядывает собственную руку при игре. Примитивная игра с погремушкой. Шлепание ручкой по воде, лежа в ванной. Напрягает тельце, когда видит, что его собираются поднять | ||||
Ступень пяти ме сяцев | Поворачивается со спинки на животик. Сидит при поддержке. Попадая ручкой на кубик, может приподнять его со стола или руки взрослого | Поворачивает голову на голос и на звон колокольчика. Проявляет нетерпение в интонации. Выражает определенной интонацией нетерпение, когда у него забирают понравившуюся вещь. | Лежа на спине, поднимает выпавшую погремушку. Тянется к листу бумаги. Зрительный контроль над схватыванием и манипулированием | Активно играет погремушкой. Повторно возвращается к ней взглядом. Играет во время купания | ||||
Ступень шести месяцев | Усаженный в слегка наклонном положении, сидит некоторое время без поддержки. Зажимает предмет с помощью одновременного сгибания всех пальцев. Удерживает некоторое время два кубика, по одному в каждой руке | Отчетливо произносит отдельные слова. Узнает близких людей. Визжит и гулит от удовольствия | Проявляет активный интерес к предметам. Поднимает кубик со стола. Смотрит на новый предмет, лежащий на столе | Стучит ложкой и шлепает ладонью по столу во время игры. Различает своих и чужих | ||||
Ступень семи месяцев | Тенденция пользоваться одной (правой) рукой. Легко поворачивает руку вокруг своей оси. Достает шарик с помощью сгребания или складывания руки «горстью». Без труда поднимает кубик со стола | Выражает удовлетворение при достижении предмета | Настойчиво тянется к отдаленному кубику. Поднимает перевернутую чашку. Длительно вертит кольцо в руках. Когда ложка падает, короткое время ищет ее взглядом | Использует для игры листок бумаги. Использует для игры веревочку. Увидев свое отражение в зеркале, наклоняется к зеркалу, протягивает ручки | ||||
Ступень восьми месяцев | Сидит короткое время без поддержки. Самостоятельно садится. Берет шарик, используя хватательные движения |
Лепечет при виде знакомого лица. Речь приобретает характер междометий | Ищет взглядом упавший предмет. Поднимает перевернутую чашку, пользуясь ручкой. С интересом ощупывает ручкой колокольчик | Активно отвечает на заигрывание. Улыбается своему отражению в зеркале и бьет по нему рукой. Выпавший рожок сам подносит ко рту. Получает удовольствие от полученного шума при бросании предмета | ||||
Ступень девяти месяцев | Самостоятельно сидит. При захватывании кубика противопоставляет большой палец. Положенный ничком, передвигается | Говорит двусложное слово (мама, дядя и т. п.). Прислушивается при произнесении новых или знакомых слов | Вкладывает предметы в отверстие. Притягивает за веревочку кольцо. Следит глазами, когда перед ним чертят штрихи на бумаге | Принимает участие в ритмической игре. Машет ручкой при прощании. Использует чашку и кубик для комбинированной игры | ||||
Ступень десяти месяцев | Сам становится на ножки. Хватает шарик точными пинцетообразными движениями | Начинает подражать услышанным звукам. Определенным образом реагирует на знакомое слово | Удерживает два кубика, не отказывается от третьего Подражая психологу, начинает делать штрихи на бумаге. Ощупывает пальцем отверстие на доске для вкладышей. Поднимает чашку ручкой. Отыскивает прикрытый салфеткой | Ведет игру со своим отражением в зеркале. Раскачивает кольцо на веревочке
| ||||
Ступень двенадцати месяцев | Ходит с посторонней помощью. Стоя на ножках, может опуститься в сидячее положение. Держит карандаш так, что им можно чертить на бумаге
| Говорит два-три слова. Выполняет простейшие словесные поручения. Кладет кубик по требованию в чашку или на чашку | Чертит вслед за психологом штрихи или вертит в подражание погремушкой. Вкладывает палочку или форму в соответствующее отверстие. Знает, что нужно потянуть за веревочку, чтобы придвинуть кольцо. Высвобождает кубик, завернутый в бумагу | Держит чашку при питье. Задерживает по требованию выполнение действия. Повторяет номер, вызвавший смех
|
Представленная схема имеет несомненное практическое значение так как в ней автор не только отражает этапы развития младенца, но и предлагает отдельные тесты для их диагностики.
Для адекватной психодиагностической оценки психолог должен ориентироваться не только на возрастные этапы развития психических функций, но и на качественные особенности развития этих функций и их взаимодействия по мере взросления ребенка в течение первого года жизни.
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-