Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
Блоки оценки | Здоровые дети | Степень задержки психического развития Легкая Средняя Тяжелая | ||
Развитие ощущений | Сосредоточиваются на сенсорных стимулах, способны различать цвет, форму и величину предметов | Функция сосредоточения развивается незначительно позже на 1-2 недели. Возможна выработка дифференцировок цвета, формы и величины предметов | Более позднее развитие фиксации взгляда, трудности слежения за предметами. Затруднена выработка дифференцировок на цвет, форму предметов | Выраженная задержка в формировании зрительных, слуховых и тактильных сосредоточений. Движения глаз не согласованы с поворотом головы, а движения рук хаотичны |
Ориентировочно-познавательная деятельность | Высокая активность познавательной деятельности, устойчивость внимания. Проявляет интерес ко всему новому, длительно использует игрушку | Ориентировочные реакции на зрительные и слуховые раздражители достаточно устойчивые, но не длительные. Иногда наблюдаются защитно-оборонительные реакции на любой слуховой раздражитель (реакция вздрагивания и плача) | Защитно-оборонительные реакции на слуховые и зрительные раздражители (страх при предъявлении новых игрушек) | Проявляет равнодушием игрушкам. Ориентировочные реакции возникают при постоянной стимуляции |
Предметно-практические действия | В 4 месяца сформирована интерсенсорная связь «рука-глаз» | Задержка в формировании интерсенсорной связи «рука-глаз» на 1-1,5 месяца | Задержка в формировании интерсенсорной связи на 1-2 месяца. Недлительно сосредоточивается на предмете, который находится в руках | Выраженная задержка в формировании интерсенсорной связи на 3-4 месяца позже, чем у здоровых младенцев. В процессе манипуляций с предметами сосредоточивается недолго, наблюдаются стереотипные манипуляции |
Развитие внимания | К концу первого месяца следит за яркими, блестящими предметами. В 5 месяцев объектом внимания становится определенный (любимый) предмет. В процессе манипуляций длительно сосредоточивается на объектах | Выраженных нарушений не наблюдается. Зрительное сосредоточение более длительно, чем слуховое | Недлительное сосредоточение на объектах, быстрая насыщаемость | Выраженные трудности сосредоточения на предметах, особенно в слуховой модальности |
Эмоционально-волевые особенности | В 4 месяца реагирует на мать, выделяет ее среди других лиц. В 9-10 месяцев тянется к матери, выражая свое удовольствие от ее присутствия | Отклонений в особенностях эмоционального реагирования не выявлено | Адекватно и в срок реагирует на появление матери. При появлении посторонних лиц отмечается выраженная оборонительная реакция: скованность, страх | Позже выделяет мать среди посторонних лиц в отличие от здоровых детей. При появлении малознакомых лиц проявляет эмоциональное беспокойство, крик, плач, ухудшение сна, причем эти реакции носят стойкий и длительный характер |
Кроме того, у них наблюдались негативные эмоциональные реакции: частый плач или смех без соответствующей внешней стимуляции. Позитивных эмоциональных реакций предметы у них не вызывали. Нарушение эмоциональных реакций, особенно на близкие и знакомые предметы, является важным прогностическим показателем наличия у ребенка отставания в психическом развитии.
Обследование этих же детей через год показало правильность оценки психологом уровня психического развития детей. У детей первой группы наблюдалась негрубая задержка психического развития, которая проявлялась в недоразвитии речевой активности, в незначительной психомоторной расторможенности. Родители не обращали внимания на проблемы психического развития ребенка, а чаще предъявляли жалобы на плохой сон, аппетит, капризность и пр.
Для детей второй и третьей групп, напротив, были характерны более выраженные отклонения в психическом развитии, что особенно наглядно проявлялось в неустойчивости внимания, замедленном формировании манипулятивной деятельности, а в некоторых случаях — значительным снижением речевой активности.
Итак, на основании полученных данных мы можем выделить психологические критерии задержки психического развития у детей первого года жизни:
•задержка в формировании двигательных функций, что проявляется в замедленном угасании некоторых безусловных рефлексов;
• замедленное и часто непоследовательное формирование локомоторных функций, таких как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание, ходьба и др.;
• более позднее развитие фиксации взгляда, обнаруживающееся в трудностях слежения за предметами;
• недоразвитие зрительно-моторной координации, то есть позднее развитие сенсомоторных связей;
• снижение познавательной активности;
• незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в позднем появлении улыбки и комплекса оживления, в запаздывании дифференциации эмоциональных реакций на окружающее;
• задержка в развитии общей психической активности младенца.
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-