Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций
Необходимые материалы: карточки для упражнения «Некоторые люди», маски, выполненные на прошлом занятии, цветные карандаши, фломастеры, талисман, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Упражнение «Некоторые люди» (цель — создание рабочей атмосферы, способствование обращению к школьной проблематике). Для этого упражнения необходима стопка карточек, в которых описаны типичные школьные ситуации, вызывающие беспокойство (см. приложение 4).
Водящий вытаскивает карточку и предполагает, как может чувствовать себя человек в такой ситуации. Когда водящий высказался, остальные могут дополнить его высказывание своей точкой зрения. В роли водящего желательно побывать всем. Результаты обсуждаются.
3. Упражнение «Театр» (проработка школьной тревожности путем ее проигрывания «в чужой роли»). Каждый получает маску, которую сделал на прошлом занятии. Группа произвольным образом делится на подгруппы; внутри подгрупп обсуждается, что нарисовано на маске. Затем в рамках подгрупп происходит обмен масками. Разыгрывается сценка, в которой каждый играет такое поведение, которое нарисовано на его маске.
Обсуждается самочувствие участников «в чужой маске». Трудности в формулировании сценария и моделирования поведения требуют помощи ведущего, знающего специфику школьной тревожности участников.
4. «Подснежник» (для снятия остаточного напряжения). Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).
5. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Введение
- Глава 1 школьная тревожность как «мишень» работы психолога
- Тревога и тревожность у детей
- Психологическая специфика школьной тревожности Причины школьной тревожности
- Динамика школьной тревожности
- Проявление школьной тревожности в поведении учащихся
- Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Глава 2 основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся
- Глава 3 методы психологической диагностики школьной тревожности
- Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся
- Карта наблюдения (бланк)
- Результаты наблюдения на уроке
- Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся
- Результаты оценивания
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности
- Опросник школьной тревожности Филлипса
- Шкала тревожности
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (Рогов е. И., 1998)
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (7 и 11 классы)
- Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности
- Качественная обработка результатов диагностики школьной тревожности с помощью проективных рисунков
- Метод незаконченных предложений
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»
- Цвето-ассоциативная методика а. М. Парачева
- Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса
- Значения коэффициента комфортности
- Значения коэффициента самочувствия
- Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю
- Глава 4 развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности
- Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности
- Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов
- Форма регистрации участников группы
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 12. Подведение итогов
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 2. Разминка для создания рабочего настоя — по выбору участников.
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1) Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- 1. Вводное слово ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме проведения занятий.
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 6. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников
- Занятие 2. Осознание проблем, Связанных со школьной тревожностью
- Занятие 3. Школьные страхи
- Занятие 4. Школьные страхи
- Занятие 5. Школьные страхи
- Занятие 6. Агрессивность
- Занятие 7. Агрессивность
- 5. Упражнение «Спустим пары». См. Занятие 6.
- Занятие 8. Принятие себя
- Занятие 9. Принятие себя
- Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
- Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности
- Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций
- Занятие 7. Тренировка гибкости поведения
- Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Глава 5 программы работы по психопрофилактике школьной тревожности
- Занятие 1. Кто такой школьник?
- Занятие 2. Школьный распорядок
- Занятие 3. Школьные правила
- Занятие 4. Предметы и учителя
- Занятие 5. Наш класс
- Занятие 6. Наша школа
- Занятие 1. Пятый класс: что нового?
- Занятие 2. Правила школьной жизни
- Занятие 3. Наш класс
- Занятие 4. Наши учителя
- Занятие 5. Школьные предметы
- Занятие 6. Психологическая аптечка
- Занятие 1. Что такое экзамен?
- Занятие 2. Как отвечать на экзамене
- Занятие 3. Экзаменационные оценки
- Занятие 4. Экзамен и здоровье
- Занятие 5. Как готовиться к экзамену?
- Занятие 1. Знакомство
- Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы
- Занятие 3. Цели обучения в старшей школе
- Занятие 4. Мое время
- Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника
- План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов
- Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов
- Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий
- Заключение
- Приложение 3 Результаты стандартизации процедуры обработки проективного рисунка «Школа зверей»
- Данные по надежности методики «Школа зверей»
- Приложение 4 Материалы к программам групповой работы по проблеме школьной тревожности
- Приложение 5 Материалы для проведения адаптационных классных часов