logo search
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса Позиция Келли

Для Келли (Kelly) базовым элементом личности является личностный конструкт. Личностные конструкты организованы в системы конструктов, которые составляют личность. Как вы помните из 4-й главы, Келли предлагает общее определение конструкта как идеи, или абстракции, дихотомичной по своей природе. Он также вкратце описывает способ организации конструктов в системы, иерархичные в своей основе. Все эти утверждения относятся к ядру личности, поскольку с их помощью невозможно отличить одного человека от другого. Чтобы обозначить свою позицию относительно периферии личности, Келли пришлось бы определить содержание совокупностей личностных конструктов, которые, как полагается, составляют часто встречающиеся системы конструктов. Он этого нигде не делает. Как и Олпорт (Allport), Келли непоколебимо убежден в уникальности людей, которая делает бесполезными попытки определить, что они собой представляют, заранее, до реального с ними взаимодействия. С точки зрения Келли, каждый человек настолько отличается от другого, что максимум, что может сделать ученый, – это предоставить непротиворечивую систему понятий, относящихся к стандартным элементам личности, и того, как эти элементы организованы. Предположить, что эти элементы и организации могут иметь типичное содержание, – значит надругаться над человеческой уникальностью. В действительности, если сделанные недавно Олпортом разработки относительно содержания характеристик психологической зрелости на самом деле знаменуют, как я предположил, первый шаг на пути разработки типологии характера, тогда Олпорт стал менее категоричен в утверждении индивидуальности, чем Келли. Более того, Роджерс (Rogers), который также придает большое значение индивидуальности, здесь менее экстремален по сравнению с Келли. В конце концов Роджерс описывает общее содержание типа характера, названного полноценно функционирующей личностью, и его противоположность – неприспособленную личность.

Келли ближе всего подходит к разработке представлений о периферии личности в том, что можно рассмотреть в двух аспектах его теории. Этими аспектами являются: 1) подробное описание различных типов конструктов скорее не в терминах их содержания, а в том, что касается их логических и функциональных характеристик, и 2) описание техник выявления содержания конструктов человека, сидящего в данный конкретный момент перед вами. Что касается первого пункта, многие типы конструктов уже были упомянуты в главе 4. Вспомните различия между такими конструктами, как констелляторный, предполагающий и упредительный. Кроме того, Келли (1955, с. 532-533) полагает, что конструкты могут быть превербальными (не обладающими для своего выражения последовательностью словесных символов), всесторонними (включающими широкий спектр явлений), второстепенными (включающими узкий спектр явлений), подчиняющими (включающими другие конструкты в качестве своих элементов), подчинительными (включенными в качестве элемента в другие конструкты), жесткими (ведущими к неизменным прогнозам) или свободными (ведущими к различным прогнозам, тем не менее сохраняя свою тождественность). Кроме того, Келли (1955, с. 533) описывает то, что он называет измерениями перехода. Это понятие относится к жизнедеятельности в целом и обозначает главное направление изменения конструктов или организации систем конструктов. Среди этих измерений перехода такие известные эмоции, как тревога (осознание того, что события, с которыми столкнулся человек, находятся за пределами прогнозирующего потенциала системы его конструктов) или агрессивность (активная разработка перцептивного поля человека). Кроме того, существуют некоторые измерения перехода, относящиеся скорее к успешности использования различных типов конструктов, чем к эмоциональным состояниям. Например, цикл творчества, который человек начинает с ослабленными конструктами, а заканчивает с ужесточенными. Описывая все это, Келли явно пытается иметь дело с содержательными характеристиками, которые обычно кажутся персонологам важными. Несмотря на всю симпатию, которую можно испытывать к теории Келли, трудно избежать ощущения, что он слишком быстро расправляется со всем этим. Разве творчество – это просто процесс, начинающийся со свободных конструктов, которые ведут к различным прогнозам, и заканчивающийся жесткими конструктами, которые ведут к специфическим прогнозам? Разве тревога – это всего лишь осознание того, что ты столкнулся с чем-то, чего не понимаешь? Позиция Келли остроумна и оригинальна, но она рассказывает только часть истории о личности, оставляя драму периферических характеристик нераскрытой.

Другая точка, в которой Келли ближе всего подходит к объяснению периферии, – это его описания способа выявления содержания конструкта. Я уже частично говорил об этом в главе 4, где дал понять, что Ролевой репертуарный тест – это наиболее эффективный способ определения содержания конструктов личности. Этот тест не только раскроет содержание, но также предоставит информацию о том, как существующие конструкты организованы в системы конструктов личности. В добавление ко всему этому Келли (1955, с. 452-485) также предлагает наметки для диагностики, основанной на менее определенной информации, чем та, что может быть получена посредством Ролевого репертуарного теста. Обычный источник такой информации – интервью, но личные документы, такие, как дневники, также могут быть использованы в диагностике. Будучи менее определенными, чем Ролевой репертуарный тест, интервью и личные документы могут быть полезными, если персонолог остается чувствительным к тому, что человек на самом деле говорит, и доверяет этому. Келли полагает, что, заняв позицию доверия и буквального восприятия, персонолог может выявить используемые человеком конструкты и способы их организации. Настоящая диагностика конструктов потребует осмысления повторяющихся закономерностей, включающих как сходство, так и различия между событиями. Но можно представить, насколько сложной будет идентификация таких закономерностей при взаимодействии с человеческим опытом любого реального уровня сложности. На самом деле, когда Келли (1955, с. 319-359; 1962) попытался показать, как такая диагностика в действительности происходит; у читателя осталось ощущение, что сделанные о конструктах утверждения находятся скорее в сфере возможного, а не определенного. Кроме того, трудно поверить, что утверждения о конструктах помогают понять важные черты человеческого характера или стиля жизни. В заключение трудно не отметить, что позиция Келли была бы более осмысленной, если бы он предложил какие-то намеки относительно типичных, часто встречающихся типов характера.