3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольных учреждениях в атмосферу школьного обучения предъявляет более сложные требования к их интеллектуальным возможностям. У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях:
• в трудностях усвоения ребенком школьной программы;
• в эмоционально-личностных проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками);
• в нарушениях поведения (ребенок отказывается идти в школу, на уроках нетерпелив, возбудим, не проявляет познавательную активность, отвлекается и пр.).
Педагоги, заметив такие особенности ребенка, нередко обращаются к школьным психологам, перед которыми стоит задача диагностики особенностей его психического развития и направления его к другим специалистам (психиатр, невропатолог, логопед).
Особенности познавательной сферы младших школьников задержкой психического развития освещены в психологической литературе достаточно широко (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, 1977 3. И. Калмыкова, 1978; В. В. Лебединский, 1985; В. И. Лубовский 1989; Л. И. Переслени, Т. А. Фокетова, 1993; и др.). В. И. Лубовский подчеркивает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания концентрации, объема, распределения. Отмечая снижение устойчивости внимания у детей с ЗПР, некоторые авторы выделяют специфику его нарушений. Например, у некоторых детей с ЗПР максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения заданий, а затем постепенно снижается. У других детей с ЗПР сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления какой-либо деятельности. Для детей третьей группы характерна периодичность в сосредоточении внимания (Т. А. Власова, 1984)
Исследования памяти детей с ЗПР показали, что у них в сравнении со здоровыми детьми наблюдается более длительный период приема и переработки сенсорной информации (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, 1973). В исследованиях Т. В. Егоровой (1973) было выявлено снижение объема долговременной и кратковременной памяти у детей с ЗПР, а также недоразвитие произвольного и непроизвольного запоминания. В исследованиях В. Г. Лутонян (1977) подчеркивается, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Выраженное отставание младших школьников с ЗПР от нормально развивающихся сверстников наблюдается в формировании их мыслительных процессов. Авторы выделяют снижение уровня сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (И. Ф. Марковская, 1982; Л. И. Переслени, Т. А. Фокетова, 1993; и др.).
Проведены отдельные психологические исследования мотивационной и эмоционально-волевой сферы, особенностей развития личности младших школьников с ЗПР, где подчеркивается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, преобладание игровых интересов над учебными, повышенная внушаемость, недостаточность воображения (Jones, 1984; И. Ф. Марковская, 1982; Н. Л. Белопольская,1999; и др.).
Между тем подавляющее большинство работ, посвященных анализy когнитивных функций и личности детей с ЗПР, проводилось в рамках психолого-педагогических исследований, где не учитывались клиническая форма ЗПР, основные клинико-психологические синдромы. Относительно недавно стали появляться исследования задержки психического развития у детей в рамках комплексного клинико-психологического анализа (К. С. Лебединская, 1982; И. Ф. Марковская, 1982; В В. Лебединский, 1985; И. И. Мамайчук, 1997, 2001; Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, 2000; и др.), в которых были выделены основные диагностические признаки ЗПР или клинико-психологические синдромы. Синдромологический подход позволяет дифференцированно подойти к психологической коррекции выявленных у ребенка нарушений, так как он учитывает форму ЗПР, степень тяжести, специфические особенности нарушений высших корковых функций.
Клинико-психологические синдромы у младших школьников с задержкой психического развития.
Синдром | Клинические проявления | Клинико-психологические радикалы |
Синдром церебральной астении (церебрастениче ский синдром) | Нарушение интсллектуальной работоспотобности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции | Повышенная утомляемость, которая при нарастании может проявляться у ребенка в медлительности или импульсивности. Ухудшение концентрации внимания, памяти. Немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т. п. Вялость, сонливость или двигательная расторможенность, болтливость, ухудшение почерка. Повышена чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли. Неравномерность учебных достижений |
Синдром психического инфантилизма | Незрелость эмоционально-волевой сферы | Преобладание игровых интересов над познавательными; Эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность. Трудности самоконтроля своих поступков. Негативное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения. Нежелание подчиняться правилам.
|
Энцефалопатические синдромы: 1. Неврозоподобный синдром; 2. Синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости;
3. Психопатоподобный синдром;
4. Эпилептиформный синдром;
5. Апатико-адинамнческий синдром | Страхи, тики, заикание, нарушения сна, Энурез и пр.
Взрывчатость, аффективная лабильность, повышенная возбудимость, гиперакивность.
Эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость. Судорожные припадки, расторможенность влечений и пр. Вялость, безразличие, заторможенность и пр.
| Нарушения предпосылок интеллекта: • недостаточность тонкой моторики рук; • нарушения артикуляционной и графомоторной координации; Зрительно-пространственные нарушения: - нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и их персстановки при чтении и написании: трудности ориентации в пределах тетрадного листа; •нарушение звукобуквенного анализа и звуковой структуры слов; трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка;
|
Первым, наиболее часто встречающимся синдромом у детей с ЗПР является синдром церебральной астении, который проявляется у ребенка в нарушении интеллектуальной работоспособности.
В психологической и медицинской литературе предлагаются различные определения умственной работоспособности. Например, Ю. М. Патрусевич (1964) предлагал рассматривать умственную работоспособность как один из наиболее интегративных и неспецифических показателей состояния здоровья ребенка, возможностей его адаптации к социальным требованиям школы, овладения учебными предметами.
Работоспособность как интегральная характеристика познавательной деятельности учащихся имеет важное значение не только в реализации усвоенных учебных навыков, но и для овладения новыми умениями и знаниями. В психологической литературе отмечается тесная связь обучаемости ребенка с его умственной работоспособностью (Е. С. Иванова, 1969, П. Я. Гальперин, 1965; Л. И. Божович, 1968; М. В. Антропова, 1982; и др.).
Работоспособность как форма психической деятельности заключает в себе следующие показатели (Н.В. Шабалина, цит. по: Т. В. Терехова, 1976):
• систематичность;
• непрерывность;
• динамичность;
• упражняемость.
ГС исследованиях психологов было показано, что с возрастом работоспособность детей улучшается, что проявляется в повышении интенсивности работы и ее качестве. Наиболее значительное изменение работоспособности наблюдается у детей в первый год школьного обучения, а затем продолжается на протяжении всего младшего школьного возраста (Л. И. Божович, 1968). Оно находит отражение в преобразовании характеристик внимания младшего школьника, в интенсивном развитии всех его свойств. Многочисленные исследования показали, что в младшем школьном возрасте резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к концу младшего школьного возраста (9—10 годам) дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Таким образом, интенсивное развитие умственной работоспособности является отличительной особенностью здоровых младших школьников.
Нарушения работоспособности достаточно часто встречаются в детском возрасте в форме астенического синдрома. Астения — это одна из распространенных и вместе с тем наименее специфичная форма реагирования центральной нервной системы на самые разнообразные внешние и внутренние вредности: психогенные, травматические, соматические и др.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль при надлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — устойчивостью внимания. Таким образом, можно предположить, что, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать. Психологическая диагностика младших школьников с ЗПР. Традиционно выделяются три типа младших школьников с трудностями обучении:
• школьники с низкой интенсивностью учебной деятельности;
• с низкой эффективностью учебной деятельности;
• школьники с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности.
Рассмотрим возможные психологические причины и клинико-психологические радикалы каждого из этих типов, которые позволяют определить основные мишени последующей психокоррекции.
Таблица 16
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-