Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
Развитие сенсомоторной сферы ребенка на первом году жизни есть основное условие формирования восприятия окружающего мира.
Основная задача сенсомоторного развития — помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т. д.
Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.
Развитие зрительного восприятия
Упражнение 1. Развитие и укрепление моторики глаз
и формирование координированных движений глаз и головы
Ребенок лежит в кроватке, перед ним располагается лицо взросло го (мать, отец). Затем взрослый перемещается перед глазами ребенка ведя за собой его взор. При этом следит за тем, чтобы ребенок не потерял оптический объект (лицо) из поля своего зрения.
Упражнение 2. Развитие и усиление моторики глаз и головы
У взрослого в руках яркая игрушка. Наклонившись к ребенку, приподнимает его голову и по мере продвижения предъявляемого оптического объекта (игрушки) пассивно поворачивает голову ребенка его сторону.
Упражнение 3 (для ребенка старше 7-10 дней)
Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60—70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой, равной 5—7 см, и частотой колебаний примерно два раза в секунду.
В дальнейшем перемещайте игрушку в горизонтальном и вертикальном направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20—30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5 м от ребенка, добиваясь парных движений глазных яблок. Некоторые дети лучше фиксируют взор на лице взрослого, чем на игрушке.
Занятие проводится один-два раза в день и продолжается 1—2 минуты, повторяясь два раза подряд.
Упражнение 4
Повторить задание упражнения 3, но удерживая ребенка в вертикальном положении, на руках взрослого. Если ребенок плохо удерживает голову, то ее прислоняют к плечу взрослого. Когда ребенок удерживает голову, его тело устойчиво находится в вертикальном положении и он зафиксирует взор на игрушке, ее постепенно перемещают вверх, вниз, в сторону, по кругу. Тренировать ребенка можно в течение 10 секунд несколько раз в день.
Упражнение 5. Развитие зрительного сосредоточения
(для ребенка одного месяца и старше)
Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку.
Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80—100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.)
Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается ему, агукает.
Такое занятие можно проводить 2—3 раза в день.
Многочисленные научные данные, как уже было показано, свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величины, цветовых тонов и оттенков. Обнаружено, что определенные виды изображений имеют для них большую привлекательность. Младенцы предпочитают смотреть на изображения, имеющие сложную форму, уделяют большее внимание изображениям изогнутых предметов, чем прямолинейных. Уже младенцев интересуют изменения размеров предметов и их перемещения в пространстве.
Упражнение 6. Развитие дифференцировок зрительного-восприятия
Покажите месячному младенцу две картинки. На одной из них будет изображена черная полоса, а другая будет простым листом белой бумаги. Малыш будет дольше сосредоточиваться на картинке с полосой.
Упражнение 7
Покажите малышу картинки с изображением двух одинаковых красных шаров и держите их в поле его зрения до тех пор, пока они не наскучат ему и он не начнет от них отворачиваться. Потом покажите картинку с красным шаром и красным кубиком.
Большинство малышей долго разглядывают кубик. Это означает, что малыш уже различает форму. С учетом этого факта необходимо чаще менять ему игрушки над кроваткой, перемещать их в пространстве.
Упражнение 8
Шестимесячному малышу сначала дать соску гладкую, затем шишковатую, а потом показать обе соски одновременно. Малыш дольше станет разглядывать ту соску, которую сосал.
Это указывает на то, что у младенца, в то время когда он сосет соску определенной формы, возникает ее образ, а потом он использует этот образ в зрительном поиске. Реакция на новизну и поисковая активность являются важными показателями психического развития младенца.
Упражнение 9
Один предмет помещается в поле зрения малыша в течение нескольких дней, пока он не становится для него «старым», привычным. Затем рядом со знакомым объектом помещается другой, отличающийся только одним свойством — формой. Если ребенок предпочитает рассматривать этот предмет, значит, он различает определенный признак, в данном случае форму.
Упражнение 10
Детям предлагаются объемные и плоские формы (куб-квадрат, шар-круг, конус-треугольник) по той же схеме, что представлена в упражнении 3.
Развитие слухового восприятия (для ребенка от 25 дней и старше)
Упражнение 1. Развитие зрительно-слуховых связей
Взрослый предъявляет ребенку игрушку, издающую негромкий, мягкий звук, и ребенок взором следит за ней. Проводится аналогично упражнению 1 раздела развития зрительного восприятия.
Упражнение 2
Используется небольшой колокольчик высотой 5—7 см.
Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60—70 см.
Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80—100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны
Таким же образом перемещайте колокольчик влево.
Занятия проводятся 2—3 раза в день в течение трех-четырех дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1—2 раза в неделю.
Упражнение 3. Формирование слухового сосредоточения
Выберите время, когда малыш находится в эмоциональном отрицательном состоянии (плач). Взрослый наклоняется к нему, потряхивает погремушкой, привлекая его внимание. Упражнение проводится 3 раза вдень, ежедневно, 1,5—2 минуты.
Упражнение 4. Формирование слуховых дифференцировок
Взрослый выбирает разные по звуку игрушки и предлагает их послушать (погремушки с нерезким звуком, постукивание игрушкой одна об другую, резкий звук пластмассового шара, звук мелодии и пр.). Упражнение проводится 3 раза вдень по 1,5—2 минуты.
Упражнение 5. Обучение ребенка локализации звука в пространстве
Ребенка обучают прислушиваться к голосу взрослого и отыскивать глазами говорящего взрослого, который находится вне поля его зрения.
Используя уже игрушки, детей также учат отыскивать взором звучащий предмет, расположенный на разном расстоянии и в различном
направлении от ребенка.
Упражнение 6. Обучение восприятию различных интонаций голоса
Взрослый произносит отдельные звуки и слова разными интонациями, а малыш прислушивается и реагирует на них (веселый, нежный тон может вызвать у ребенка улыбку, смех, а сердитый, грубый — обиду и плач).
Упражнение 7. Формирование акустической установки у ребенка
на звуки и голос взрослого
Ребенку предлагаются различные звуковые раздражители (погремушки, птички, которые различаются по высоте и силе звучания). Разговаривая с ребенком, взрослый меняет силу голоса от громкого шепота, наблюдая за его сосредоточением.
Дети с выраженными психомоторными нарушениями затрудняются в повороте головы в сторону говорящего. Рекомендуется помогать им поворачивать голову.
Упражнение 8. Стимулирование произнесения доступных ребенку звуков
Ребенку демонстрируют ту или иную игрушку. Например, показ мишки сопровождается громким сердитым звуком «А» с глубокой артикуляцией этого звука, похожего на рычание. Напротив, показ ребенку куклы, которую укладывают спать, сопровождают звуком "А", но певучим, длительным, ласковым, а показ зайца с оторванным ухом — жалобным, монотонным звуком «А».
Это упражнение проводится ежедневно и способствует формированию подготовительного этапа развития речи у ребенка.
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-