Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
Таблица 17
Трудности | Клинико-психологические причины | Психологическая диагностика | Направления коррекции |
На уроках постоянно отвлекается | Низкий уровень развития произвольных процессов. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Индивидуально-типологические особенности (преобладание возбудительных процессов над тормозными). Отсутствие интереса к учебному материалу в силу преобладания игровых интересов. Другие причины | Направленное наблюдение за ребенком в процессе урока и вне учебной деятельности. Методика «Незаконченные предложения» для оценки познавательных и игровых интересов у ребенка. Цветовой тест отношений - для оценки эмоциональных предпочтений. Функциональные пробы на внимание и память | Групповые занятия, направленные на мотивацию учебной деятельности. Занятия по коррекции внимания, памяти, развитию навыков самоконтроля |
Проявляет аффективные реакции (например, в ответ на замечание) | Незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы | Направленное наблюдение в процессе учебной и игровой деятельности. Методика фрустрационной толерантности Розенцвейга. Самооценочный тест Дембо-Рубинштсйн | Ролевые игры, направленные на разрешение конфликтных ситуаций. Психорегулирующие тренировки |
Своеобразные личностные особенности | В структуре личности наблюдаются инфантилизм, эгоцентризм, повышенная внушаемость | Детский вариант методики Кетелла. Рисуночные тесты. Методика Рене-Жиля. | Специальные ролевые игры, направленные на формирование самооценки и коррекцию эгоцентризма, внушаемости. |
Таблица 18
Психологический диагноз трудностей в обучении у младших школьников с ЗПР второй группы.
Трудности | Клинико-психологичсскис причины | Психологическая диагностика | Направления коррекции | |||
Трудности при решении математических задач | Низкий уровень раз вития зрительно-пространственных функции. Недоразвитие свойств внимания. Трудности понимания лексико-грамматических конструкций. Недоразвитие памяти (слухоречевой и зрительной). Другие причины. | Методика Равена - для анализа особенностей уровня перцептивных обобщений. Методика Кооса - для анализа зрительно-пространственного анализа и синтеза. Исследование слухоречевой памяти. Методика «Лабиринт» - для анализа особенностей прогностической деятельности. Нейропсихологические пробы по схеме (см. главу 2) | Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза в процессе формирования конструктивной и графической деятельности. Методики для развития слухового внимания. Пробы Пиаже для обучения дифференцировке количества от других признаков. | |||
Трудности при пересказывании текста | Недоразвитие логической памяти. Недоразвитие последовательных умозаключений. Ограниченный словарный запас. Недоразвитие лексико-грамматического строя языка. Речевые дефекты (дизартрия, алалия и пр.), что затрудняет процесс речевого общения. | Методики на исследование опосредованного запоминания и логических приемов запоминания. Методика для исследования последовательных умозаключений (последовательные картинки). Обследование специалиста-логопеда. Исследование уровня школьной тревожности (тест Филлипса). | Упражнения на развитие лексико-грамматических конструкций. Составление последовательных умозаключений в рассказах по картинкам, развитие словарного запаса (совместно с логопедом). Нормирование обобщений методом исключений с обучением правильно мотивировать ответ. | |||
Пропуски букв в письменных работах | Низкий уровень развития произвольного внимания. Недоразвитие объема и распределения внимания Информированность самоконтроля. Трудности работы по правилам.
| Методики для исследования объема и распределения внимания. Методики для исследования устойчивости и концентрации внимания в условиях помех. Методики для исследования слухоречевой и зрительно-пространственной памяти | Развитие произвольного внимания в процессе групповых и индивидуальных занятий. Специальные упражнения на формирование объема и распределения внимания. Методика Гальперина и Кобыльницкой. Развитие слухового внимания. Развитие двигательного внимания (письмо в воздухе). Выполнение письменных работ без контроля зрения | |||
Многочисленные орфографические ошибки | Недоразвитие фонематического слуха | Обследование у специалиста-логопеда. Исследование свойств внимания. Анализ школьных тетрадей (домашние и классные работы). Беседа с родителями об особенностях речевого развития ребенка или получение информации из медицинских документов и от логопеда | Развитие свойств внимания методом поэтапного формирования умственных действий. Занятия с логопедом. Дифференцировочные диктанты в процессе групповых занятий (микрогруппа 2-3 человека) | |||
Плохой почерк | Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук. Несформированность графических навыков. Недоразвитие произвольного внимания. Индивидуально-типологические особенности (расторможенность, эмоционально-волевая неустойчивость и пр.) | Использование шкалы развития графических навыков у ребенка. Исследование личностных особенностей с помощью методик (Кетелл, Розенцвейг, Дембо-Рубинштейн). Наблюдение за ребенком, анализ его бытовых навыков, особенностей самостоятельности. Пробы на зрительно-моторную координацию (тест Бендера, копирование фигур) | Развитие моторных навыков в процессе конструирования и рисования. Упражнения для развития навыков самоконтроля поведения. Психорегулирующие тренировки. Обучение ребенка письму с выключенным зрением. Наблюдение ребенка у невропатолога | |||
Трудности понимания объяснений учителя с первого раза | Слабая концентрация внимания. Недоразвитие памяти (слухоречевой). Низкий уровень развития произвольности. Личностные особенности (школьные фобии, тревожность, эмоциональная неустойчивость). | Методика «Корректурная проба». Методика для исследования слухоречевой памяти. Исследование личностных особенностей в процессе беседы, наблюдения и с помощью методик Дембо-Рубинштейн, Кетелла, Розенцвейга и др.). Методика школьной тревожности. | Коррекционные занятия в группе для снятия эмоционального напряжения. Специальные занятия по развитию слухоречевой и логической памяти. Специальные занятия на формирование свойств внимания. Объяснение на наглядно-образном уровне с использованием специальных карточек |
Таблица 19
Психологический диагноз трудностей в обучении у младших школьников с ЗПР третьей группы
Трудности | Клинико-психологи-ческие причины | Психологическая диагностика | Направления коррекции |
Постоянная невнимательность, рассеянность | Стойкий церебрастенический синдром. Низкий уровень развития произвольности. Недоразвитие объема внимания. Недоразвитие концентрации и устойчивости внимания. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Другие причины. | Нейропсихологические пробы, направленные на анализ развития свойств внимания, памяти и произвольной деятельности. Исследование мотивации учебной деятельности методом «Незаконченные предложения» и в процессе наблюдений за ребенком на уроке и в игровой ситуации. | Наблюдение невропатолога. Формирование навыков самоконтроля с использованием метода Гальперина-Kобыльницкой. Поэтапное обучение регуляции деятельности в процессе игры. Обучение планированию деятельности с использованием часов. Обучение сосредоточению в зрительной, осязательной, слуховой модальностях (групповая и индивидуальная формы занятий). |
Неумение справляться с заданием в процессе самостоятельной работы в классе | Несформированность приемов учебной деятельности. Недостаточная мотивация учебной деятельности. Низкий уровень развития произвольности | Исследование особенностей мыслительной деятельности (функциональные пробы). Исследования особенностей прогностической деятельности: методики «Лабиринт», Кубики Кооса. Исследование особенностей произвольной памяти и внимания в обычных условиях и на фоне помех. Исследование уровня самооценки | Обучение предварительному анализу с помощью занятий по модельному конструированию. Развитие произвольной памяти и внимания по традиционным методам. Развитие прогностического мышления с помощью методики «Лабиринт». Развитие обобщений, последовательных умозаключений. Формирование самооценки и самоконтроля поведения |
Постоянное забывание учебников, опаздывания, прогулы уроков | Энцефалопатический синдром. Выраженная эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность. Низкий уровень развития произвольности. Недоразвитие навыков самоконтроля. Недоразвитие свойств внимания, памяти. | Нейропсихологичсское исследование гностических процессов по описанной выше схеме. Анализ поведенческих реакций методом наблюдения в школе и вне ее. Использование методик Розенцвейга, детский вариант методики Айзенка, методика CAT для анализа потребностей ребенка | Наблюдения у врача- невропатолога или психиатра. Тесный контакт с родителями в связи о проблемами ребенка Групповые занятия с ребенком с использованием игр и заданий, которые ему доступны и интересны (онтогенетически ориентированная психокоррекция). Индивидуальные занятия по формированию свойств внимания, памяти. Специальные занятия по модельному конструированию для развития навыков самоконтроля. Психорегулирующие тренировки |
Неусидчивость | Низкий уровень развития произвольного поведения. Индивидуально-типологические особенности. Несформированность навыков учебной деятельности. Другие причины | Наблюдение за ребенком вне урока. Исследование особенностей личности (методики Кетелла, Розенцвейга, Дембо-Рубинштейн). Исследование особенностей развития произвольной памяти, внимания. | Наблюдение невропатолога и охранително-стимулирующий режим. Психорегулирующие тренировки (успокаивающий и восстанавливающий этапы). Развитие навыков самоконтроля поведение в процессе групповые взаимодействия (специальные групповые занятия) |
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-