Тема 2. Ощущение и восприятие
План
1. Понятие ощущения.
2. Виды и свойства ощущения.
3. Понятие восприятия. Свойства восприятия.
4. Понятие социальной перцепции.
Основные понятия: ощущение, виды ощущений, восприятие, виды восприятия, афферентные нервные пути, эфферентные нервные пути, анализатор, пороги ощущения, сензитивность, сенсибилизация, синестезия, галлюцинация, иллюзия, адаптация, компенсация, время реакции, психофизика, апперцепция, свойства образа восприятия, приписывание, установка, когнитивный диссонанс, социальная перцепция.
Литература
1. Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3. / Л. М. Веккер. – Л., 1981. – С. 285 –325.
2. Величковский, Б М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. – М., 1973.
3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1988. – С. 64 – 95, С. 162 – 189.
4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. I. / А. В. Запорожец. – М., 1986. – С. 112 – 153.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – Т. I. / С. Л. Рубинштейн. – М, 1989. – С. 146 – 156.
1.Понятие ощущения. Мы уже знаем, что такое психика, какими методами её изучают, как она развивается. Теперь предстоит самое главное– разобраться в основных блоках, частях, из которых построен внутренний мир человека. Мы знаем, что психика – это сложная отражательная деятельность мозга. Но окружающий мир может отражаться человеком по-разному. О форме предмета мы узнаём, взглянув или ощупав его, а для проникновения в структуру атома надо провести длительные исследования и построить сложную систему рассуждений. В первом случае говорят о непосредственном отражении, во втором– об опосредованном. В первом случае результатом отражения будет наглядный образ, во втором– понятия и умозаключения.
Существует немало попыток создать классификацию психических явлений. Издавна принято, например, деление психики на познание, чувства и волю.
Познание, познавательная деятельность, подразделяется, в свою очередь, на самостоятельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение и мышление –и сквозные: память, внимание и речь.
Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и многие, многие другие качества, признаки, свойства окружающих предметов и явлений мы познаём благодаря особому психическому процессу – ощущению. Характерная особенность ощущений–их сиюминутность и непосредственность. Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений. Впрочем, в реальной жизни трудно выделить ощущения в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: красное знамя, прохладный ветерок, душистая роза, сладкий мёд и т. д.
Ощущение – познавательный психический процесс, который заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.
Из курса анатомии и физиологии вы знаете, что физиологическим аппаратом ощущений служат анализаторы, или сенсорные системы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка, и т.д.), афферентных и эфферентных нервных путей и соответствующего отдела коры мозга.
Характеризуя комплекс мозговых и других органических структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении специфической информации, связанной с деятельностью отдельных органов чувств, И.П. Павлов ввел понятие анализатора. Этим словом он обозначил относительно автономную органическую систему, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через ц.н.с.
Афферентные нервные пути – проводниковый отдел – передают восходящие импульсы возбуждения, возникшие в рецепторе, к соответствующему отделу коры головного мозга.
Эфферентные нервные путипроводят импульсы от центра к периферии, т.е. к гладкой мускулатуре, и эндокринной системе.
Для возникновения ощущений необходимо: 1) чтобы было, что ощущать: какой-то предмет, явление, 2) предмет должен воздействовать на рецептор своим определённым свойством – цветом, поверхностью, температурой, вкусом или запахом.
Воздействие может быть контактным (вы прикасаетесь пальцем к предмету или кладёте его на язык) или дистантным (вы видите далёкие звёзды, слышите голос товарища, ощущаете запах моря). Однако оно обязательно раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение – физический процесс, под его воздействием в нервных клетках возникает возбуждение – физиологический процесс, который по афферентным нервным волокнам передаётся в соответствующий участок мозга.
Для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определённой силы, определённой величины.
Порог ощущения– величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называетсянижним абсолютным П. О.
Верхним абсолютным П. О.называют величину раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, превращаясь в болевое.Разностный, или дифференциальный, порог ощущенияпоказывает минимальное различие между двумя раздражителями.
Между абсолютной чувствительностью и её порогом существует обратная пропорциональная зависимость:чем меньше величина порога, тем выше чувствительность (сензитивность).
Основными органами чувств являются зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и некоторые другие анализаторы.
2.Виды ощущений.Со времён Аристотеля традиционно выделяют 5 видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде: осязание, вкус, обоняние, слух и зрение. Однако установлено, что существует много других ощущений, сложные механизмы обеспечивают постоянное взаимодействие органов чувств между собой. Например, восприятие вкуса основано на тесном взаимодействии рецепторов ротовой и носовой полостей. Нарушение взаимодействия между органами зрения и равновесия приводит к «морской» и «автомобильной» болезни.
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление