logo
Ященко_ПиП_2010_-_7

Уровни определения понятий

1 уровень. Слово – понятие вызывает систему эмоциональных переживаний и наглядных образов. Данный уровень является преобладающим у детей дошкольного возраста. (Вопрос: «Что такое мята?» Ответ: «Это то, что пахнет сильно, мне бабушка показывала, ее в чай кладут»).

2 уровень. Ребенок называет словом «ка» – кошку, шапку. Признак не является существенным, т.к. он зависит от частной ситуации. За словом стоит прежде всего система наглядных воспоминаний о качествах и функциях данного предмета. Человек мыслит, припоминая. (Вопрос: «Что такое мята?» Ответ: «Это такая трава, ее выращивают на огороде, кладут в салат или чай. Она сильно пахнет, у нее розовые цветочки»). Это определение по функции: человек знает это на собственном опыте.

3 уровень. Слово актуализирует систему логических связей. Человек дает определение через родовое и видовое отличие, т.е. находя для данного понятия определение более обобщенное, включающее в себя данное. При помощи логических мыслительных операций находится специфический существенный признак, отличающий определяемое понятие от других, входящих в этот род. Этот уровень определения понятий преобладает у взрослого человека. (Вопрос: «Что такое мята?» Ответ: «Это многолетнее травянистое растение, листья которого являются лекарственным сырьем и входят в состав сборов, применяемых при желудочно-кишечных заболеваниях»).