Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
Особенностью этого подхода является рассмотрение структуры способностей с позиции функции и функциональной системы, а возникновения (генезиса) способностей – с позиции генетической теории.
В. Д. Шадриков рассматривает способности как индивидуальные качества, включенные в систему деятельности, и понимает под ними качества психических процессов и качества моторики. При таком понимании психическая функция в определенном качественном выражении выступает в роли способностей. При этом В. Д. Шадриков подчёркивает, что функция понимается им не как «отправление той или иной ткани», а как работа целостной функциональной системы. В связи с этим он считает, что способности можно определить как характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т. д.). Это определение он относит и к двигательным (психомоторным) способностям.
Под задатками В. Д. Шадриков понимает свойства элементов, образующих функциональную систему и влияющих на эффективность её функционирования. При этом состав и природу задатков он пока не раскрывает, хотя и говорит о нейронах и нейронных цепях как специальных задатках, а типологические особенности свойств нервной системы и соотношения между полушариями головного мозга относит к общим задаткам. При таком подходе, считает В. Д. Шадриков, задатки не развиваются в способности, а формируются. По его представлениям, способности и задатки являются свойствами: первые – функциональных систем психических процессов, вторые – компонентов этой системы, поэтому, по В. Д. Шадрикову, способности как свойства функциональных систем являются системными качествами.
Основные положения В. Д. Шадрикова связаны с привязкой способностей к функциональным системам, каждая из которых формируется для осуществления определенной функции. Именно поэтому он считает, что способности целесообразно соотносить с психическими функциями. Состав способностей, по его мнению, тоже весьма узок и ограничивается психическими процессами и психомоторикой. Таким образом, В. Д. Шадриков придерживается функционального, а не личностного подхода к рассмотрению способностей.
2. Виды способностей. Различают способности общие и специальные. Общие способности – способности к обучению, к познавательной деятельности, к приобретению знаний, умений и навыков. Общие способности включают в себя следующие частные общие способности:
1) вербальные,
2) математические,
3) мнемические,
4) пространственные.
Все они вместе помогают человеку быстрее и глубже воспринимать знания.
Специальные способности – это успешность выполнения специальных видов деятельности, динамика приобретения умений и навыков в какой-то узкой области познания (музыкальной, педагогической, художественной, пластической и т.д.). Например, технические способности: конструкторское воображение, способность абстрактно и по чертежу представить готовую машину; для художника – чувство пропорции и цвета.
Лингвистические и коммуникативные способности, являясь промежуточными между общими и специальными, могут рассматриваться в качестве специальных способностей. Она (лингвистическая) общая, когда дело касается обучения вообще, и специальная, когда речь идет о навыках – на филологическом и факультете иностранных языков.
В лаборатории дифференциальной психологии, основанной Тепловым Б. М., его последователями и учениками (Изюмовой С. А., Леонтьевым А. А., М. К. Кабардовым) выполнено диссертационное исследование психофизиологических факторов успешности овладения иностранными языками (французским) при обучении взрослых интенсивными (суггестопедическими) методами (рук. С. А. Изюмова и А. А. Леонтьев).
Установлено, что для лиц, более мобильных и характеризующихся относительным преобладанием первой сигнальной системы («художники»), эти интенсивные методы хороши. Эти лица отличаются и большей продуктивностью непроизвольных форм запоминания и доминированием слухового восприятия.
Для лиц же более инертных и характеризующихся относительным преобладанием второй сигнальной системы («мыслители»), интенсивные методы менее благоприятны, так как при них не учитывается склонность этих лиц к аналитическому овладению иностранным языком. Для таких лиц характерны произвольные формы запоминания и доминирование зрительного восприятия.
Таким образом, выделено по экспериментальным психологическим, лингвистическим и физиологическим тестам, а также по «жизненным» показателям 2 типа овладения языком:
интуитивно-чувственный,
рационально-логический.
То же можно сказать о музыкальном слухе: он будет общей способностью при сопоставлении друг с другом разных видов музыкальной деятельности (Теплов Б. М. в «Психологии музыкальных способностей» определил 3 основных вида музыкальной деятельности:
слушание музыки,
исполнение музыки,
сочинение музыки),
и специальной, когда музыкальная деятельность противопоставляется всякой другой деятельности.
В каждом человеке важно определить не только наличие конкретных способностей, но и их соотношение. Что важнее: наличие специальных или общих способностей?
Н. С. Лейтес отмечает взаимодействие двух самых глобальных характеристик способностей (которые он сам выделяет) – активности и саморегуляции. Один из «полюсов» типологического свойства уравновешенности – активированность (преобладание возбуждения) – является природной предпосылкой для формирования некоторых форм психической активности, более непосредственно зависящих от энергетической базы.
Другой «полюс»– инактивированность (преобладание торможения) – оказывается предпосылкой саморегуляции и форм психической активности, обусловливающих большую систематичность и организованность. Низкоактивированные подростки учатся почти столь же успешно, как и высокоактивированные, особенно по предметам гуманитарного цикла.
В условиях однообразной деятельности более успешно работают люди со слабой нервной системой, однако они теряют свои преимущества при высоком уровне активации.
Работоспособность некоторыми исследователями (В. И. Рождественский и др.) рассматривается как задатки способностей – фактор динамичный, изменчивый, зависящий от развития функциональных состояний монотонии, пресыщения, утомления.
Многими психологами и педагогами память рассматривается как важный компонент общих и специальных способностей. Исключительная память отмечается у некоторых одаренных детей.
Роль силы нервной системы выступает в трудных условиях запоминания: при большом объеме материала и уменьшении степени его осмысленности лучшая функция запечатления – у обладателей сильной нервной системы. Если же испытуемые оперируют со смысловым материалом, когда запоминание связано с активной мыслительной деятельностью, т. е. когда имеются условия взаимодействия собственно памяти и мышления, оно может успешно осуществляться лицами с более слабой нервной системой. Эта зависимость обнаружена и у взрослых, и у подростков. Продуктивность именно смысловой памяти оказалась значительнее у учеников с более слабой и активированной нервной системой. Продуктивность данного вида памяти, тесно связанного с мышлением, положительно коррелировала и с успешностью обучения. При непроизвольном запоминании продуктивнее память оказалась у более лабильных, а при произвольном – у более инертных испытуемых. Обследование студентов с выдающейся памятью показало, что среди них не было ни одного испытуемого со слабой нервной системой [2].
Кроме того, различают способности «нулевые», средние, хорошие, высокие, талант и гениальность. Отмечают также существование умственного познавательного дефекта, именуемого олигофренией.
Олигофрения (от греч. oligos – немногий + phren – ум) – наиболее распространённая форма умственной отсталости. Выделяются 2 основные группы: 1) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями; 2) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери и т.д. Психические проблемы людей с олигофренией исследует олигофренопсихология.
Олигофренопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. Олигофренопсихология выявляет причины их умственной отсталости (врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), изучает их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта (дебилы – легкая степень отсталости, имбецилы – средняя, идиоты – глубокая), способствует созданию программ и методик их обучения во вспомогательных школах.
В психологии личности исследования способностей представляют собой самый захватывающий и интересный раздел. Диагностика и изучение способностей имеют не только теоретическое значение, но и важное практическое значение с целью развития и своевременной коррекции способностей личности.
К высоким способностям относят дарование и одарённость.
Дарование – высоко развитые специальные способности (например, музыкальные, художественные и т.д.).
Одаренность – наличие нескольких способностей при высоком уровне развития одной способности, совокупность способностей, обусловливающих успешную активность человека в широких диапазонах деятельности и общения.
За высокими способностями следуют талант и гений.
Талант – выдающаяся способность к конкретным видам деятельности или общения, в которых человек достигает значительных творческих результатов.
Гениальность – уникальные способности, наличие которых позволяет получить результаты, являющиеся достижением эпохи.
Существуют различные классификации способностей. Представляем вам классификацию способностей А. Ц. Гармаева. В своей книге «Этапы нравственного становления ребенка» он говорит о существовании 15 способностей в каждой личности. Важно, как родители будут относиться к этим способностям, каких способностей окажется больше.
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление