Уровни работы психики
Рис. 1. Структура психики
Предмет психологии – психические явления, представляющие собой психические процессы, психические состояния и свойства личности, то есть психика.
Психика – продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Психика – это свойство мозга, заключающееся в его способности отражать окружающую действительность.
Сознание – это высший уровень развития психики, высшая форма интеграции психической деятельности, высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Здоровый человек может задуматься о том, кто он такой, что он есть в окружающем мире, во времени; он способен самоопределиться, выделить себя из окружающего мира, планировать своё будущее, оценивать и контролировать свои поступки. Сознание позволяет человеку характеризовать своё отношение к окружающему миру; оно формируется и развивается в процессе общественно-организованной деятельности (труда, обучения, общения) – это исторический продукт, так как сама природа человека – продукт истории.
Подсознание – такой уровень функционирования психики, который хранит в себе информацию, некогда осознаваемую, но вытесненную из активного сознания: это мысли о хорошо известном, навыки, привычки, непроизвольные реакции, вытесненная из активного сознания негативная (обиды, стрессы) или неактуальная информация и др.
Бессознательное – это такой уровень работы психики, который содержит в себе информацию, никогда не попадающую в активное сознание: инстинкты, влечения, информацию, полученную человеком в раннем детстве (до трёх лет).
Зигмунд Фрейд (1856 – 1936), австрийский психолог, создатель психоанализа, физиолог, врач-невропатолог, утверждал, что есть масса явлений в психике человека, которые он не осознаёт. З. Фрейд разработал учение о бессознательном как продукте сохранения инфантильных и запретных переживаний, которые содержат свой энергетический потенциал и проявляются в виде психических нарушений.
Фрейд пришёл к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании решающую роль в организации поведения Фрейд придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего – сексуальными (либидо). Работа психотерапевта заключается прежде всего в стремлении актуализировать эту информацию, вербализовать её.
Приведу один анекдот. На приём к психотерапевту пришёл мужчина. Он представлял собою жалкое зрелище: поникший, унылый, разочарованный. «Доктор, – пожаловался он, – у меня ужасная жена. Она меня извела, измучила, у меня кончается терпение». «Да что же она сделала?» – поинтересовался врач. «Вот хотя бы вчерашний день, – стал рассказывать посетитель. – Она взяла меня с собой в магазин выбирать шляпку». «Ну и что же здесь такого?» – удивился доктор. На что мужчина с воплем возразил: «Да, но она выбирала шляпку три часа!» Доктор сделал многозначительную паузу, а затем восхищённо произнёс: «И такая женщина выбрала Вас?!» Мужчина от неожиданности некоторое время молчал, а потом радостно воскликнул: «Спасибо, доктор!»
Сверхсознание (состояние медитации) – такой уровень функционирования психики, когда человеку доступно то, что в обычном состоянии недоступно: при полном мышечном расслаблении происходит сверхактивная работа мозга. Этого состояния возможно достичь как при полном покое, так и в профессиональной деятельности. Выдающиеся спортсмены говорят о своём каком-то необычном состоянии в тот момент, когда они совершали рекорд. Станиславский разработал теорию о явном введении в сверхсознание этого состояния: как артисту выйти из обычного состояния и войти в то, в котором совершает действие его герой; как сознательно возбудить в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органичного творчества. Сверхсознание – это разновидность неосознаваемого, эмоционально-образная активность по разрешению сложных эмоциональных задач, попытка выхода из трудных ситуаций. К проявлениям сверхсознания можно отнести преодоление возникших мировоззренческих противоречий, первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.). Физиологический механизм сверхсознания – правополушарная доминанта. П. Симонов считает, что сверхсознание, в отличие от подсознания, призвано не разгружать, а, напротив, нагружать сознание работой.
Существуют и другие уровни, или режимы, функционирования психики, например, изменённое сознание, расширенное сознание и др.
Расширенное состояние сознания (РСС) – особое состояние изменённого сознания, которое возникает при связном дыхании. Даже в среде профессионалов изменённые состояния сознания (ИСС) и расширенные состояния сознания применяются как синонимичные. Однако эти термины неидентичны как по объему, так и по содержанию. Понятие ИСС является родовым по отношению к понятию РСС. К ИСС относятся и медитативные, трансовые, психоделические и др. необычные состояния сознания. Процесс связного осознанного дыхания – это способ и средство достижения РСС. При этом возникающее РСС является естественным физиологическим и психологическим феноменом. РСС характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, когда человек при помощи полного расслабления и осознанного связного дыхания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, работе с бессознательным материалом, организмом в целом. Расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитации и других способах достижения измененных состояний сознания. РСС – качественно особое психологическое и психофизиологическое состояние, отличающееся от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделических препаратов. Процесс связного дыхания как способ и средство достижения РСС обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли, намерения и возможность в любой момент времени возвращения в обычное состояние сознания (ОСС). РСС обладает специфической феноменологией (В. В. Козлов, 1992, 1994), отличается аутизацией сенсорной сферы, искажением восприятия времени, гипермнезией и некоторыми другими качественными изменениями психических процессов. В. В. Козлов считает, что нет уверенности в том, что состояние чёткого, ясного, полного сознания является приоритетом обычного состояния сознания (ОСС). У него есть предположение, что это состояние полноты осознания бывает не столь часто в обычном (обыденном) состоянии сознания. Полное, чёткое, ясное осознание связано с такими состояниями сознания, как инсайт (от англ. Insight– проницательность, усмотрение) в гештальттеории. В русском языке есть очень ёмкое слово «озарение», означающее сиюминутное схватывание сути, общих, существенных и необходимых свойств, отношений внутренней и внешней реальности. Это некое предельное, пиковое состояние сознания в смысле его полноты и ясности. Для обычного, обыденного состояния сознания более подходит название «плавающего осознания», по глубине флуктуирующего в пределах от полного осознания до «нулевого сознания», включая трансовые состояния сознания (ТСС). С одной стороны, В. В. Козлов признает, что для характеристики «плавающего осознания» более подходят метафоры Г. Гурджиева, который предполагал, что элемент неосознания в жизни людей велик. По его мнению, почти все люди представляют из себя «машины», не осознающие себя. Поведение и деятельность их автоматизированы, алгоритмизированы, заданы социальными программами и генетическим потенциалом. С другой стороны, Козлов признает естественность «плавающего осознания» и его самодостаточность в потоке обыденной реальности, в которой приобретённые навыки, автоматизмы социального взаимодействия и внутренней работы имеют положительный смысл в аспекте экономии психической и физической энергии (В. В. Козлов, 2000).
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление