II. По времени существования группы:
кратковременные – малые, средние и большие, например: бригада рабочих, организация, политическая партия;
долговременные – бригада рабочих, организация, этническая общность, политическая партия.
По структурной целостности группы:
первичные группы – это всегда малая формальная группа, не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра;
вторичные группы – практически всегда средняя группа, совокупность первичных малых групп, например: ЧТЗ – состоит из более мелких структурных подразделений – цехов, отделов; ЮУрГУ – из факультетов, кафедр, лабораторий.
Вывод. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются её численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством.
Социальная психология малой группы. Процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу называется группообразованием. Создание группы зависит от следующих условий:
наличия общей территории и специального помещения, где возможно выполнение совместной работы;
установления контакта и общения людей между собой;
времени взаимодействия;
численности группы. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы – 2–3 человека, максимальная – от 25 до 40 человек. Для определения оптимальной численности Л. Г. Почебут и В. А. Чикер выделили три критических момента [2, с. 63–67]:
– количество 72 члена группы: связано с такими групповыми явлениями, как конформизм и конфликтность, принятие группового решения и целостность или раздробленность на группировки. Группа, состоящая из 7 человек, легче добивается согласованного решения, менее подвержена делению на группировки (в Японии знаменитые «кружки качества» состоят именно из 8 человек);
– количество 142 человека: эффективности добивается в результате группового обсуждения, особенно творческих задач; уменьшение вероятности случайной ошибки и увеличение эффективности обучения (например: иностранному языку);
– количество 212 человека: предел для группы как единого целого; возможно членение на 2–3 подгруппы, больше возможностей для взаимозамены (наиболее эффективными и долговременными оказывались кабинеты министров в Европе, не превышающие 21 человек).
Многие исследователи отмечают, что сложности координации деятельности группы увеличиваются с её численностью.
Целеполагания группы: задача группы всегда является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы; цель группы представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремлённость. Процесс целеполагания проходит несколько этапов:
1. Поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации.
2. В процессе общения членов группы происходит уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы.
3. Согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознаётся, интериоризируется каждым как его личная цель участия в работе данной группы.
6) Совместной деятельности: достижение общих групповых целей возможно только в процессе совместной деятельности членов группы. Выделяют 3 типа совместной деятельности: а) совместно-индивидуальную, которая предполагает общий предмет труда и независимые действия участников с единым для них предметов труда (например: сырьё, заготовки в бригаде станочников, класс учеников для учителей школы); б) совместно-последовательную, характеризующуюся не только общим предметом труда, но и жёсткой организацией процесса труда (например: конвейерное производство; в) совместно-взаимосвязанную, которая предполагает не только общий предмет и жёсткую организацию процесса труда, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете (например: сборка корпуса автомобиля).
7) Структуры группы, то есть упорядоченной системы взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности; характеризуется расположением статусов в ней. Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.
Выделяют два типа статуса: формальный (официальный, обязанности членов группы официально распределены) и неформальный (неофициальный, образуется на основе взаимоотношений, сложившихся в процессе трудового взаимодействия); структуру группы также определяют как формальную (существует линейная соподчинённость людей друг другу по принципу «руководитель – подчинённый») и неформальную (определяется психологическими особенностями личности участников, нежёсткой иерархической системой, которая состоит из следующих статусных позиций: лидер, принятые, изолированные, отвергнутые).
Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.
Лидер (от англ. leader – ведущий) – а) за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях, б) играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе, в) обычно выдвигается стихийно, г) может не иметь официальных прав и обязанностей в группе, д) ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных, е) в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями, ж) не несет официальной ответственности за состояние дел в группе. Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено, в конечном счете, эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т.е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.
Лидирование в сфере ведущей (чаще всего – инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация – следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др. Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.
В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.
Руководитель – а) обычно назначается официально, б) ему официально предоставляются некоторые права и обязанности, в) обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных, г) представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне, д) несет официальную ответственность за состояние дел в группе.
Основные функции руководителя: 1) организация и контроль деятельности подчиненных, 2) принятие решения, 3) представительство во внешней социальной среде, 4) воспитательная функция, 5) экспертно-консультативная функция. Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы, выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров “по горизонтали”), а скорее авторитетом, или лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать. Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе. Для изучения структуры группы используется социометрическая методика.
Уровни развития группы. Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует её социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.
Л. И. Уманский определяет шесть уровней, учитывая три критерия: общность целей совместной деятельности; чёткость структуры группы; динамика групповых процессов.
Конгломерат(лат.conglomerates– собранный, скопившийся) – это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет либо она крайне примитивна, например: очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса.
Номинальная группа (лат.nominalis– именной, существующий только по названию) – группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, например: группа первокурсников, бригада ремонтников. Наименование группы необходимо для получения официального статуса, определения цели, видов деятельности, режима работы, взаимоотношений с другими группами. Для возникновения такой группы нужна организация (организатор), которая бы собрала людей вместе и предложила им цели совместной деятельности. Это процесс обговаривания и согласования, существует до начала самой деятельности.
Ассоциация(лат.association– соединение) – группа людей, объединённых совместной деятельностью –группа работников. Начинает формироваться структура и развиваться групповая динамика. Общие интересы группы существуют с учётом интересов каждого. Развивается неформальная структура, появляются лидеры.
Кооперация(лат.cooperation– сотрудничество) – группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определённого результата в своей деятельности, –группа сотрудников. Происходит принятие каждым членом группы общей цели с учётом собственных целей и интересов. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль.
Автономия( греч.autonomia) – целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей; получающих материальный результат совместной деятельности и удовлетворение от участия в ней, –группа соратников. Социальные потребности и интересы членов группы полностью удовлетворяются. Групповая цель поглощает индивидуальные цели участников. Её особенности: обособленность, закрытость от других групп, внутренняя спаянность, совместимость членов группы, внутригрупповая мораль, критика внутри не допускается. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуетсякорпорация; если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируетсяколлектив.
Корпорация(лат.corporation– объединение, сообщество) – группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Противопоставляет себя другим группам, удовлетворяет свои потребности и интересы любой ценой: за счёт интересов членов своей группы и интересов других групп; жёсткая групповая мораль, отказ от индивидуальных интересов; преобладание эффектов группового эгоизма и фаворитизма. Если удовлетворяет свои интересы за счёт общества, то превращается в преступную организацию.
Коллектив– высший и непродолжительный уровень развития группы, необходимый ей прежде всего в трудных, конфликтных, стрессовых условиях –группа единомышленников. Отмечается гармонизация индивидуальных, групповых и общественных целей и интересов; высокое напряжение; высшая мобилизация сил и резервов.
Вывод.Малая группа как специфическая общность людей обладает социально-психологическими особенностями. Она развивается и достигает определённых уровней, наивысшим из которых является коллектив.
Вопросы для повторения
Дайте определение группы и назовите признаки группы.
Какие классификации социальных групп Вы знаете?
Какие условия необходимы для образования малой группы?
Каковы уровни развития группы?
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление