Фазы стресса
Реакция тревоги.Будучи подвергнут воздействию стрессогенных факторов, организм изменяет характеристики своего функционирования для осуществления адаптации. На этой стадии сопротивляемость понижена, реакции на раздражители могут быть чрезмерными.
Фаза сопротивления, или стабилизации. Если действие стрессора совместимо с возможностями организма, наступает адаптация. Реакция тревоги исчезает, сопротивляемость повышается. Наступает сбалансированное расходование адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, всё как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то, в связи с ограниченностью резервов организма, неизбежно наступает третья стадия.
Фаза истощения. При длительном действии стрессора запасы адаптационной энергии истощаются, вновь появляются признаки реакции тревоги, сопротивляемость падает, на этот раз необратимо.
Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать так же, как еда или питья. Стресс, по мнению Г. Селье, создаёт «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания – соматические или невротические.
К понятию и состоянию стресса близко понятие фрустрации. В переводе с латинского – это обман, тщетное ожидание, непреодолимое препятствие. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению его потребности.
О том, как по-разному реагируют люди на помехи, можно судить по такому, казалось бы, несложному опыту.
Брызги от проезжающей мимо вас машины испачкали вам костюм. Водитель выходит из машины и говорит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали ваш костюм, хотя так старались объехать лужу».
Что бы вы ему ответили? А что сказали бы в такой ситуации некоторые ваши знакомые? Если по своему характеру человек всегда или почти всегда реагирует на препятствия одинаково, то можно говорить о том, что он относится к определенному типу.
Одни – активно обвиняют других людей, требуют, возмущаются и т.д., в своих промахах и неудачах обвиняют окружающих.
Другие – склонны видеть причину своих неприятностей в неудачном стечение обстоятельств: «Никто не виноват. Так уж получилось».
Третьи – принимают вину на себя, считают, что сами виноваты во всех своих неудачах и промахах.
А четвертые – даже пытаются усмотреть нечто положительное в явно неприятной ситуации: делают «хорошую мину при плохой игре».
Фрустрация – специфическое эмоциональное состояние человека, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя («регрессивная фрустрация»). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность – у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность – у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз – болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.
Невроз – приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраций и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Неврозы делят на три основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.
Неврастения – самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях. Определенные особенности характера способствуют появлению неврастении: переоценка собственных возможностей, завышенные требования к себе и другим, излишнее честолюбие, стремление к лидерству, чрезмерная чувствительность к критике и служебным неудачам, внутренний фрустрационный конфликт между высокой самооценкой, уровнем притязаний и недостаточным запасом физических, умственных, эмоциональных возможностей для достижения поставленных целей.
Истерия – наблюдается чаще у женщин в виде безудержных слез, рыданий, обмороков, жалоб на головную боль, тошноты, судорог, у мужчин – в виде проявлений жестокости. Истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого.
Невроз навязчивых состояний (психастения) – появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразиться болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и т.д. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.
Если неврозом страдает руководитель, администратор, он может существенно ухудшить психологический климат в коллективе и тем самым дезорганизовать работу. По данным В. Н. Аристова, на каждую минуту конфликта из-за грубости руководителя приходится 20 минут последующих переживаний, во время которых работа не ладится, валится из рук. Плохое настроение снижает производительность труда работника на 30 – 40 процентов.
5. Способы переживания стресса. Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других – реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно снимать эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и тактических приемах.
Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:
правильная оценка значимости события;
достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;
полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы.
В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь для здоровья. Не случайно, в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».
Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.
Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку, сделатьдыхательные упражнения.
Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры, так как мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства – стресс не живет в расслабленном теле. В связи с этим методы релаксации, АТ (аутогенные тренировки), очень полезны. Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не демонстрировать.
Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т. е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могуществен, что Фрай называл его даже «стационарным бегом трусцой».
Надежным способом снять стресс может быть общение с близкими людьми, своими детьми, переключение на любимое дело, хобби, книги. Хорошим «доктором» часто бывает время – со временем многое сглаживается, теряет остроту переживания.
Содержание данной темы представлено на рис. 25, 26, 27, 28.
Вопросы для повторения
Что такое эмоции? Дайте определения известным вам эмоциям.
Какие функции эмоций вы знаете?
Дайте определение чувства. Какие виды чувств вы знаете.
Расскажите о роли эмоций в познавательной деятельности. Приведите примеры.
Какие теории эмоций вы знаете, расскажите о них.
Дайте определения стресса, фрустрации, депрессии. Какие виды стресса вы знаете?
Расскажите о способах переживания стресса.
Как вы преодолеваете негативные эмоциональные состояния?
Рис. 25. Эмоции (студентка Е. Кочерова, ЭиУ-329)
Рис. 26. Эмоции (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)
Рис. 27. Эмоции (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)
Рис. 28. Эмоции (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление