Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
План
Понятие психологии. Что такое психика?
Понятие педагогики. Основные категории педагогики.
Методы психолого-педагогического исследования.
Основные понятия: психология, педагогика, психика, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология, глубинная психология, фрейдизм, психоанализ, этнопсихология, эргономика, нейропсихология, психотехника, психофизика, психогенетика, парапсихология, этопсихология, механизмы психологической защиты, ориентировочная деятельность, поведение, субъект, личность, развитие, формирование, воспитание, образование, обучение, метод, методология.
Литература
1. Баскова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Баскова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 416 с.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, «Юрайт», 2000. – С. 9 – 98.
3. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х томах / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1999.
4. Гомезо, Т. В. Атлас по психологии. – Издание 2-е. / Т. В. Гомезо, А. И. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.
5. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
6. Кедров, Б. М. О кризисе психологии, ее предмете и месте в системе наук / Б. М. Кедров // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 72 – 76.
7. Козлов, В. В. Основы трансперсональной психологии: Истоки, история, современное состояние / В.В. Козлов, В.В. Майков. – М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2000. – 304 с.
8. Кроль, В. М. Психология и педагогика: учебное пособие для технических вузов / В. М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2004. – 324 с.
9. Немов, Р. С. Психология: в 3-х кн. – Издание 3-е. – Кн.1. Основы общей психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1999. – 688 с.
10. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / составители А. А. Радугин; научный редактор Е. А. Кротков. – М.: Центр, 2002. – 256 с.
11. Самоненко, Ю. А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Ю. А. Самоненко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. – 277 с.
12. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 736 с.
1. Понятие психологии. Что такое психика? В постоянном развитии науки то одна, то другая ее отрасль выступает в качестве фаворита. В последние два десятилетия таким фаворитом стала психология. В обращении к ней заинтересованы военные, педагоги, врачи, менеджеры, инженеры, юристы, политики, специалисты художественных профессий.
Что изучает психология? Психология изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики. Психология изучает психику в закономерностях ее развития.
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, изучающая мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых самим человеком или неосознаваемых им. Психология – наука о самом сложном, о свойствах самой организованной материи – мозга. Аристотель утверждал, что среди всех знаний науке о душе надо отвести самое центральное место, так как это «наука о наиболее возвышенном и удивительном».
Психология входит в систему наук о человеке. Всего в мире существует 3 объекта исследования: природа (неорганическая и органическая), человек и общество. Человек в этой системе занимает промежуточное положение, так как является существом наполовину биологическим, наполовину социальным.
Согласно классификации наук философа Б. М. Кедрова, психология занимает центральное место в системе наук и расположена в середине условного треугольника, углы которого отведены философии, общественным наукам и естествознанию (Б. М. Кедров, 1981). Между полюсами философии и естествознания расположены математические науки, между естествознанием и общественными науками – технические науки и медицина, а между общественными науками и философией – педагогика. Наряду с техникой и медициной она является не фундаментальной, а прикладной наукой. В её задачи входит использование фундаментальных знаний, добытых психологией, биологией, общественными науками применительно к решению проблем обучения и воспитания. В ряду дисциплин, на которые опирается педагогика, психология занимает особое, центральное место, а человек – центр изучения всех наук.
Можно назвать несколько феноменов психологии:
1. В психологии объект исследования сливается с субъектом исследования: человек исследует сам себя, свои психические процессы, состояния и свойства.
2. Психологические знания обладают уникальным следствием: помогают человеку управлять своей психикой, определять свои способности и развивать их, регулировать своё эмоциональное состояние и поведение.
3. Получая психологические знания, человек обязательно изменяется, формирует в себе лучшего человека, но возможно также стремление к манипулированию другими людьми.
4. Психологическими знаниями может воспользоваться любой человек как в своей личной жизни, так и в профессиональной деятельности.
У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это великие писатели, некоторые педагоги, врачи, священнослужители и др. О том, что обычный человек располагает определёнными психологическими знаниями, можно судить по тому, что каждый из нас может предвидеть поведение своих друзей и близких, извлекать уроки из своего опыта, познавать мир методом проб и ошибок. Но это дорогой путь.
Научная психология обладает строгой структурой закономерностей и механизмов функционирования психики, зная которые, можно избежать многих ошибок как в общении с другими людьми, так и в развитии своего «Я».
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, то есть таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII–XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
Философской основой решения проблемы взаимосвязи психики и поведения явился дуализм – учение, утверждавшее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи и духа.
С XVII в. тело человека и животных рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа тела человека, в отличие от тела животных, регулируется не органическими потребностями, а душой. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные дуалистическим учением, предпринял нидерландский философ Б. Спиноза. Одновременно был введен принцип детерминизма – всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объяснимости любых явлений. В XVII в. публикуются работы немецкого ученого Лейбница, содержащие первые идеи о бессознательном (неосознанное восприятие) и его связи с сознанием.
В XVIII в. появляются эмпиризм и сенсуализм. Эмпиризм представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом, а сенсуализм – о доминировании чувственного познания над рациональным. Оба философских учения отрицали существование врожденных и неизменных идей, доказывали их опытное происхождение и возможность развития.
Родоначальником эмпирической психологии, то есть психологии как науки о внутреннем опыте, явился английский философ Д. Локк. С его именем связывают учение о том, что человек с рождения представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». Смысл данного учения состоит в утверждении мысли об отсутствии у человека врожденных способностей, возможности их прижизненного развития.
Параллельно с этим продолжает совершенствоваться идеалистическое учение о душе, возникает представление о рефлексии как особой способности души к самоанализу и самопознанию. Вводится понятие об ассоциации как механизме формирования и приобретения опыта, которое становится центральным в понимании основных психических процессов, от ощущений до мышления, а учение получает название ассоцианизма. Крупнейший представитель ассоцианизма XVIII в. Д. Гартли соединил понятие рефлекса с понятием ассоциации, вся психика есть ассоциации. В это же время возникает учение о способностях души, которое в определенном смысле противостоит ассоцианизму: душа располагает имманентно присущими ей свойствами – способностями, которые не сводимы и не выводимы из ассоциаций.
С XVIII в. учение о психике связывается с мозгом. В XVIII – начале XIX в. англичанин Ч. Белл и француз Ф. Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные и двигательные. Получает физиологическое подтверждение идея рефлекса, возникает конкретно-научное представление о структуре рефлекторной дуги.
В книге «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченов впервые даёт рефлекторную трактовку основным психологическим процессам и явлениям. В целостных рефлекторных актах психические процессы и состояния играют высшую регулирующую и сигнальную роль.
Во второй половине XIX в. отчетливо обнаруживается тесная связь, существующая между душевными явлениями и телесными процессами, определенная зависимость между нарушениями физиологической работы мозга и телесными изменениями, между болезнями тела и души. Механистическое объяснение поведения человека, поначалу весьма многообещающее, теряло свою привлекательность из-за примитивности, мысль как высшая форма разумного человеческого поведения никак не укладывалась в прокрустово ложе рефлекса.
В середине XIX в. появляется теория эволюции Ч. Дарвина, которая анатомически сблизила человека и животных, признав единство психики животных и человека. В одной из своих работ он привел убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, но и у человекообразных обезьян.
В свете этих данных возник интерес к поиску общего между человеком и животными в других отношениях, например в интеллектуальных и речевых способностях. Он был реализован исследованиями в области зоопсихологии, которые активно проводились в конце XIX – начале XX в.
Со второй половины XIX в. психология становится самостоятельной наукой. Ее основным методом объявляется интроспекция. Благодаря оригинальным работам немецкого ученого В. Вундта в психологию входит научный лабораторный эксперимент. Создаются первые в мире психологические лаборатории, сначала в Германии (В. Вундтом в Лейпциге в 1879 г.), затем в России и в США.
Появляются такие психологические науки, как экспериментальная психофизиология органов чувств, психофизика, психометрика (измерение психических явлений), психология индивидуальных различий (дифференциальная психология) (использование математических методов в психологии англичанином Ф. Гальтоном); изучение личности с помощью тестов осуществил Р. Кеттелл; разработчиками методологии естественного эксперимента выступили А. Ф. Лазурский (психология личности) и В. М. Бехтерев (психология малых групп). В эти же годы, в начале XX в., развитие на экспериментальной основе получают: детская и педагогическая психология (С. Холл, В. М. Бехтерев, В. Штерн, Э. Клапаред, К. Гросс, А. П. Нечаев), зоопсихология (Ллойд-Морган, Ж. Леб, В. А. Вагнер, В. Келер), социальная и культурно-историческая психология (Штейнталь, Г. Лацарус, А. А. Потебня, Э. Дюркгейм, В. Макдауголл, П. П. Блонский, Л. С. Выготский), психотехника (Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг).
Невозможность объяснить связь психических явлений с физиологическими и поведением человека привела к кризису психологии и формированию самостоятельных направлений: бихевиоризма, гештальтпсихологии и психоанализа (фрейдизма).
Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д. Уотсон, который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами. Стремление к объективизации науки о поведении, безусловно, было положительным моментом по сравнению с наукой о душе, оторванной от реальных жизненных проблем. Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека (необихевиористы 30-х гг. XX в. Э. Толмен и К. Халл). Как бихевиоризм, так и необихевиоризм не исследовал того, что происходит в сознании человека: наука должна иметь дело только с тем, что наблюдаемо, измеряемо, входит в организм в виде стимулов и выходит из него в форме реакций на эти стимулы (Б. Ф. Скиннер).
Гештальтпсихология зародилась в Германии и больше использовала достижения физики и математики, чем физиологии организма. Её представители – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин и другие, больше всего не устраивал упрощенный атомистический подход к изучению и анализу психических явлений, характерный для ассоциативной интроспективной психологии. Такая психология разлагала все сложные явления на элементарные, стремясь из их сочетания по ассоциативному принципу вывести законы формирования целостных структур психического. Психические явления, по сути дела, сводились к разнообразным сочетаниям простейших элементов по ограниченному числу законов. Гештальтпсихологи заявили о себе утверждением о существовании собственных законов формирования сложных, целостных систем психических явлений, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. М. Вертгеймер писал: «То, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого». В исследованиях гештальтпсихологов изучение сложных явлений по элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей и законов ее формирования. Установки и принципы гештальтпсихологии применительно к личности и межличностному поведению реализовал в своих теоретических и экспериментальных исследованиях К. Левин. Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения.
Третьим направлением, возникшим в период кризиса, стал психоанализ. Его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом. Представители психоанализа, в отличие от бихевиористов и гештальтпсихологов, не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например, с медициной. З. Фрейд начал с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию. Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное».
В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии. Затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение Фрейда. Прекратились переводы и публикации в нашей стране работ Фрейда и его последователей и до конца 60-х годов практически не появлялись. За это время возник и получил развитие неофрейдизм, внесший значительный вклад в науку (Э. Фромм и др.), но все это до последних лет оставалось практически неизвестным советскому читателю. Только со второй половины 80-х годов стали появляться публикации произведений неофрейдистов в нашей стране.
Понимающая психология состояла в отказе от каких бы то ни было объяснений психологических феноменов и призыве к их описанию и пониманию на уровне интуиции – В. Дильтей. Он считал, что атомистическая, элементаристская, основанная на объяснительных методах, заимствованных из естественных наук, психология не может дать целостного понимания человека как реальной, живой личности. Ее место должна занять понимающая психология.
Основная задача понимающей психологии – раскрыть смысловое содержание душевной жизни человека, систему его ценностей. Её предметом должно стать развитие душевной жизни во всей ее полноте. Описательная психология в то же самое время должна быть аналитической, и в анализ следует включить живой, художественный процесс понимания. Понимающая психология стремилась получить и собрать сведения об элементах сознания, которые необходимы и достаточны для того, чтобы представить все течение индивидуальной душевной жизни. Хорошими психологами, по мнению Дильтея, являются писатели, историки, актеры, педагоги, врачи.
Когнитивная психология как направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования, ЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Здесь главное внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования. Для того чтобы объяснить и предсказать поведение человека в ответ на определенную совокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как он их воспринимает и перерабатывает в своей голове, каким образом он принимает решения. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний. В исследованиях, ведущихся в этом направлении, «познание человеком окружающего мира... рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессах обучения... включая обучение самой жизнью».
Вместе с идеями кибернетики и информатики в психологические теории когнитивного направления вошло много специальных терминов, заимствованных из этих наук: сигнал, программа, информация, кодирование, вход и выход системы и т.п. Основное специальное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. У организма имеется множество связанных друг с другом в динамическую систему схем. Они по своей структуре и способу функционирования мало зависят от источников и характера информации. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивные схемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию о прошлом, настоящем и вероятном будущем.
Неофрейдизм. Это направление выросло из классического психоанализа Фрейда и представлено такими именами, как А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но тем не менее фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых «комплексами».
Основные положения психоаналитической концепции А. Адлера сводятся к следующему. В ней отрицается непосредственная зависимость психического развития человека от органических факторов. Утверждается, что с первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самим чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть. Кроме комплекса неполноценности ребенку с первых лет жизни приписывается стремление к творческому самосовершенствованию.
Другую психоаналитическую концепцию, разработанную К. Юнгом, иногда называют «аналитической психологией». В соответствии с ней психика представляет собой сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый «комплекс Я». С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается ему по наследству и отражает общественный опыт, накопленный человечеством. Личное бессознательное содержит комплексы, составляющие неотъемлемую часть психической жизни индивида. Коллективное бессознательное включает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся в мозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение. Они могут проявляться, например, в сновидениях, содержание которых как бы возвращает человека в далекое прошлое. Личное бессознательное представляется человеку частью его собственной жизни; содержание коллективного бессознательного — чем-то чуждым ей, странным, необычным, вызывающим сильные отрицательные переживания, неврозы. Типичным способом существования и представления коллективного бессознательного является религиозное учение, связанные с ним истории, мифы, образы, суждения. Другим выражением того же в культуре человечества выступают сказки.
Важной заслугой Юнга перед психологической наукой явилось введение в научный оборот представлений о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной. К. Юнг также предложил одну из наиболее интересных психологических типологий личности, разделив людей на следующие типы: мыслительный, эмоциональный и сензитивный. Важным теоретическим понятием у Юнга явилось представление об «индивидуации». Этим словом он обозначил развитие психологического индивидуума как существа, отличного от общности. Индивидуация, по Юнгу, есть процесс прижизненно происходящей личностной дифференциации, имеющей целью развитие индивидуальности человека.
Э. Фромм явился автором концепции «гуманистического психоанализа». В отличие от своего учителя З. Фрейда, утвердившего биологическую обусловленность психики и поведения человека, Э. Фромм доказывал, что они обусловлены социально. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни, и там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичные из них: конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничество.
Генетическая психология. Основателем этого направления является Ж. Пиаже, выдающийся психолог нашего времени швейцарского происхождения. Данное направление непосредственно связано с изучением психического развития ребенка, его интеллекта. Широкое применение в концепции Пиаже нашли понятия логики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения о развитии логического мышления у детей с рождения до раннего юношеского возраста.
Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) – направление в западной, преимущественно американской, психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, её высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п. Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 1960-х годов, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй, В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Однако современная психология больше занимается тем, что плохо в жизни человека: психические болезни, стрессы, агрессия и проч. Она, по сути, превратилась в «виктомологию», как считают представители позитивного направления (Дж. Вейлант, Э.Динер, К.Петерсон). В нынешней клинической психологии до сих пор господствует т.н. ДСМ (DSM) – 800-страничная классификация человеческих несчастий, используемая в диагностических целях, но мы почти ничего не знаем о психологической природе героизма, щедрости и других лучших качествах человеческой природы. Именно эти качества или «добродетели» человека считает своим предметом позитивная психология.
Позитивная психология – отрасль психологического знания, в фокусе внимания которой находится позитивный потенциал человека. Основатель позитивной психологии М. Селигман считает, что парадигма современной психологии должна кардинально измениться в направлении от концепции болезни к концепции здоровья. В поле ее зрения оказываются любовь и мудрость, доброта, эмпатия, духовность и поиск смысла – важнейшие составляющие позитивного потенциала человека.
Дальнейшее развитие психологических знаний в современном зарубежном мире характеризуется несколькими тенденциями. Одна из них заключается в постепенном стирании границ между разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических концепциях: бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе, понимающей психологии, когнитивной психологии и генетической психологии. Усилиями Международной академии психологических наук (Ярославль) осуществляется идея создания интегративной психологии как направления современной психологии (В. В. Козлов, 2003).
Психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Она также расширяет и обогащает как понятийный, так и методический аппарат психологических исследований за счет тех наук, с которыми входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем (кибернетикой и вычислительной техникой).
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление