Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
– недопустима критика по поводу выдвигаемых идей на этапе их генерирования: мгновенная критика – враг идей, в каком бы виде она не проявлялась (в жестах, взглядах, мимике, это губит идею);
– все участники группы равны, нет приоритета и персонального авторства, не важно, кто сказал, важно, что сказано;
– уход в сторону от решения поставленной проблемы не допускается;
– высказывания не должны дублировать друг друга и повторяться, но возможны и желательны комбинации, обобщение и развитие высказанных идей;
– выбираются рациональные идеи, но остальные не отбрасываются;
– время выступления каждому – не более 3 минут;
– все стремятся к установлению непринуждённой атмосферы, благоприятной для генерирования идей.
В результате отбора внесённых предложений и формируется план действий. При этом могут быть распределены роли исполнителей или ответственных за реализацию определённых предложений. На этой стадии важно учесть степень вовлечённости каждого участника группы, внесшего то или иное предложение. Необходимо фиксировать все случаи игнорирования высказать своё мнение либо отказ участников группы защищать своё мнение.
В заключение проводится обсуждение проделанной работы. Члены группы рассказывают о том, что помогло им в работе и что мешало или не способствовало их работе по принятию решения.
Показатели креативности: беглость (количество порождённых идей); гибкость (их разнообразие); оригинальность (редкость, нетривиальность решений); степень разработанности, детализации решений.
Мотивация творчества способствует развитию способности человека к самоактуализации как процессу реализации своих способностей.
Талантливым будет не тот, кто родился талантливым, а тот, кто хочет быть талантливым (Роло Мэй). Награда за творчество – само творчество.
Знать, какая проблема достойна наступления, гораздо важнее, по мнению М. Уилсона, просто добросовестной работы над любой проблемой.
Качества креативности:
а) зоркость в поисках проблемы – это способность видеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного или ожидаемого. Видение, правильная постановка проблемы часто важнее решения поставленной задачи (М. Вертгеймер). Умение видеть проблему – свидетельство высокой степени умственного развития (Т. В. Кудрявцева);
б) видение новых проблем в стандартных, обычных условиях – способность видеть познаваемое в таком ракурсе, который нельзя обосновать в данный момент и правильность которого выявится лишь впоследствии. Чтобы стать творчески думающим и действующим человеком, недостаточно находиться в нужном месте, с нужным человеком и в нужное время. Важно уметь кому, когда, где, что и как говорить;
в) боковое мышление – способность, используя постороннюю информацию (чтобы творить, надо видеть «около»), увидеть окольный путь к решению. «Латеральное мышление» (Э. Боно) – выход намерений за рамки допустимого – работает с информацией совершенно иначе, нежели мышление логическое (вертикальное). Человек, мыслящий латерально, отдаёт предпочтение наименее очевидным вариантам. Его отличает готовность исследовать самые нехоженые тропы, на которых нет даже надежды найти счастье, в то время как при логическом мышлении необходима правильность каждого шага;
г) умение синтезировать ранее известные способы решения проблемы в новые способы (агглютинация);
д) критичность мышления – не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных качеств в явлениях; склонность подвергать сомнению «очевидное», общепризнанное, проявляется в строгой оценке своих действий;
е) неотступное думание как предпосылка инсайта (озарения);
ж) пластичность (отсутствие стереотипности и консервативности) и подвижность мышления: разновекторность и быстрота мысли;
з) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, бедность ассоциаций является свидетельством достаточно низкого интеллектуального уровня;
и) диалогичность мышления – все проносящиеся в нашем сознании вопросы важно фиксировать, в них заключены возможности новых решений; нужно научиться вести внутренний диалог и задавать себе вопросы – это залог развития собственного интеллекта; есть 7 вопросов античной риторики, способных упорядочить пестроту внутреннего диалога: Что? Кто? Где? Какими средствами? Почему? Как? Когда? Они близки алгоритму Цицерона: кто – что – где – чем – зачем – как – когда.
Для усвоения содержания темы необходимо также знать следующие понятия.
Стереотип – упрощенное, зачастую искаженное представление о каком-либо социальном объекте (группе, человеке и др.).
Установка – субъективные ориентации индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие индивиду определенные социально принятые способы поведения. Включает три измерения: когнитивное, аффективное, поведенческое.
Предубеждение – обобщенное представление, которого придерживаются члены одной группы относительно другой вместе с суждением «хороший», «плохой», которое выносится другим людям.
Трансфер – перенос на психотерапевта (врача) эмоционального отношения пациента к значимым для него людям (отцу, матери и др.).
Вопросы для повторения
Что такое общение?
Какие коммуникативные умения Вы знаете?
Какие существуют приёмы и правила конструктивного слушания?
Расскажите о принятии решения как одном из основных процессов непосредственного взаимодействия людей. Какие условия и правила проведения «мозгового штурма» Вы знаете?
Какие показатели и качества креативности необходимы для принятия решения?
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление