logo
Ященко_ПиП_2010_-_7

Условия и правила проведения «мозгового штурма»:

– недопустима критика по поводу выдвигаемых идей на этапе их генерирования: мгновенная критика – враг идей, в каком бы виде она не проявлялась (в жестах, взглядах, мимике, это губит идею);

– все участники группы равны, нет приоритета и персонального авторства, не важно, кто сказал, важно, что сказано;

– уход в сторону от решения поставленной проблемы не допускается;

– высказывания не должны дублировать друг друга и повторяться, но возможны и желательны комбинации, обобщение и развитие высказанных идей;

– выбираются рациональные идеи, но остальные не отбрасываются;

– время выступления каждому – не более 3 минут;

– все стремятся к установлению непринуждённой атмосферы, благоприятной для генерирования идей.

В результате отбора внесённых предложений и формируется план действий. При этом могут быть распределены роли исполнителей или ответственных за реализацию определённых предложений. На этой стадии важно учесть степень вовлечённости каждого участника группы, внесшего то или иное предложение. Необходимо фиксировать все случаи игнорирования высказать своё мнение либо отказ участников группы защищать своё мнение.

В заключение проводится обсуждение проделанной работы. Члены группы рассказывают о том, что помогло им в работе и что мешало или не способствовало их работе по принятию решения.

Показатели креативности: беглость (количество порождённых идей); гибкость (их разнообразие); оригинальность (редкость, нетривиальность решений); степень разработанности, детализации решений.

Мотивация творчества способствует развитию способности человека к самоактуализации как процессу реализации своих способностей.

Талантливым будет не тот, кто родился талантливым, а тот, кто хочет быть талантливым (Роло Мэй). Награда за творчество – само творчество.

Знать, какая проблема достойна наступления, гораздо важнее, по мнению М. Уилсона, просто добросовестной работы над любой проблемой.

Качества креативности:

а) зоркость в поисках проблемы – это способность видеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного или ожидаемого. Видение, правильная постановка проблемы часто важнее решения поставленной задачи (М. Вертгеймер). Умение видеть проблему – свидетельство высокой степени умственного развития (Т. В. Кудрявцева);

б) видение новых проблем в стандартных, обычных условиях – способность видеть познаваемое в таком ракурсе, который нельзя обосновать в данный момент и правильность которого выявится лишь впоследствии. Чтобы стать творчески думающим и действующим человеком, недостаточно находиться в нужном месте, с нужным человеком и в нужное время. Важно уметь кому, когда, где, что и как говорить;

в) боковое мышление – способность, используя постороннюю информацию (чтобы творить, надо видеть «около»), увидеть окольный путь к решению. «Латеральное мышление» (Э. Боно) – выход намерений за рамки допустимого – работает с информацией совершенно иначе, нежели мышление логическое (вертикальное). Человек, мыслящий латерально, отдаёт предпочтение наименее очевидным вариантам. Его отличает готовность исследовать самые нехоженые тропы, на которых нет даже надежды найти счастье, в то время как при логическом мышлении необходима правильность каждого шага;

г) умение синтезировать ранее известные способы решения проблемы в новые способы (агглютинация);

д) критичность мышления – не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных качеств в явлениях; склонность подвергать сомнению «очевидное», общепризнанное, проявляется в строгой оценке своих действий;

е) неотступное думание как предпосылка инсайта (озарения);

ж) пластичность (отсутствие стереотипности и консервативности) и подвижность мышления: разновекторность и быстрота мысли;

з) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, бедность ассоциаций является свидетельством достаточно низкого интеллектуального уровня;

и) диалогичность мышления – все проносящиеся в нашем сознании вопросы важно фиксировать, в них заключены возможности новых решений; нужно научиться вести внутренний диалог и задавать себе вопросы – это залог развития собственного интеллекта; есть 7 вопросов античной риторики, способных упорядочить пестроту внутреннего диалога: Что? Кто? Где? Какими средствами? Почему? Как? Когда? Они близки алгоритму Цицерона: кто – что – где – чем – зачем – как – когда.

Для усвоения содержания темы необходимо также знать следующие понятия.

Стереотип – упрощенное, зачастую искаженное представление о каком-либо социальном объекте (группе, человеке и др.).

Установка – субъективные ориентации индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие индивиду определенные социально принятые способы поведения. Включает три измерения: когнитивное, аффективное, поведенческое.

Предубеждение – обобщенное представление, которого придерживаются члены одной группы относительно другой вместе с суждением «хороший», «плохой», которое выносится другим людям.

Трансфер – перенос на психотерапевта (врача) эмоционального отношения пациента к значимым для него людям (отцу, матери и др.).

Вопросы для повторения

  1. Что такое общение?

  2. Какие коммуникативные умения Вы знаете?

  3. Какие существуют приёмы и правила конструктивного слушания?

  4. Расскажите о принятии решения как одном из основных процессов непосредственного взаимодействия людей. Какие условия и правила проведения «мозгового штурма» Вы знаете?

  5. Какие показатели и качества креативности необходимы для принятия решения?