logo
Ященко_ПиП_2010_-_7

Виды способностей человека

  1. Интеллектуальная или умственная.

  2. Музыкальная.

  3. Изобразительная.

  4. Зодческая.

  5. Лингвистическая – слышание внутренней красоты слова, внутренней жизни слова (красоты поговорок, пословиц, загадок, приговорок, если бы люди чувствовали, это бы из лексикона не ушло).

Первые пять способностей сродни эмоциональному в человеке.

  1. Ремесленная – человек слышит предметы природы, внутренне их чувствует; умение взаимодействовать с камнем, металлом, деревом, глиной).

  2. Техническая – слышит и чувствует предметы, созданные самим человеком: все электронное, рычажное, электрическое; техническую в школе не развивают вообще, ремесленную способность – по репродуктивному способу.

Шестая и седьмая способности обращены к материальному, внешнему миру.

  1. Растениеводческая – благодаря ей человек слышит внутреннюю жизнь растений.

  2. Животноводческая – слышание внутреннего мира или жизни животных. Слой, через который человек общается с окружающим миром, животными, и душевные свойства, помогающие ему откликнуться на человека, его нужду и беду, – разное. Бывает, ребенок всего себя готов отдать кошке, а бабушку тут же обругает.

Восьмая и девятая способности обращены к животному миру.

  1. Организаторская – ее нельзя путать с диктаторскими свойствами.

  2. Квалификационные способности – способность слышать в мире различные

типы явлений, предметов, экстрасенсорные способности.

12. Ораторская.

13. Врачевательная.

Двенадцатая и тринадцатая способности обращены к человеку.

14. Пластическая – чувствование пластики своего тела. Если это погружено в ситуацию самоутверждения, то тогда это спорт, а если в состояние развития себя для других – это физическая культура. Спорт – это мотив власти над другими, а физическая культура – развитие пластической способности для исполнения нужд других людей (здоровье, красивый внешний вид).

  1. Актерская, педагогическая.

Этих способностей нет (это в позиции нравственной психологии) – это дар.

Дар – когда соединяются способности и душевные свойства, это нечто обращенное в окружающий мир и через душевные свойства – к людям.

Педагогический дар может быть ложным и истинным. Если в педагогическом даре соединяются способности и душевные свойства, это дар истинный, а если соединяются способности и эмоциональность, это дар ложный.

Актерский дар, с позиции нравственной психологии, всегда ложный, потому что актерский дар – это всегда соединение способностей со страстной эмоциональностью, а актерство или страстная эмоциональность – это уподобление ненастоящему.

Гармаев связывает выход этой неправды, уподобленности на ведущее положение в мире с нравственным нездоровьем общества.