Подходы к выполнению лабораторных работ:
– работа по алгоритму в стандартных условиях (в основном для студентов первых курсов);
– частично поисковые действия, достаточно самостоятельное решение несложных творческих задач при подсказке преподавателя (для студентов вторых – третьих курсов);
– активные творческие действия студентов, действующих в условиях, близких к реальным, при косвенном контроле преподавателя (для студентов старших курсов).
Задача на подготовку к лабораторной работе может быть поставлена на лекции или на практике с таким временным расчётом, чтобы студенты смогли качественно подготовиться. Подготовка студентов к лабораторной работе проводится в часы самостоятельной работы с использованием учебников, конспектов лекций и данных методических указаний. На выпускающих кафедрах допуском к лабораторной работе является сдача студентом коллоквиума, который является не только формой контроля, но и видом индивидуальной методической помощи обучающимся, а также методом стимулирования их самостоятельной работы. В зависимости от возможностей и напряжённости учебного плана коллоквиумы могут проводиться в плановое учебное время, во внеучебное время и во время самой лабораторной работы.
Лабораторные работы выполняются обучающимися самостоятельно. Преподаватель должен осуществлять научное и методическое руководство действиями обучающихся, ограничиваясь только направляющими вопросами. Чем старше курс, тем отчётливее снижается степень регламентирования, и роль преподавателя сводится к обязанностям консультанта, который никогда не вдаётся в подробные объяснения необходимых действий, как это делается в школе. Отчёт по результатам лабораторной работы выполняется предварительно сразу же, после чего обучающиеся приступают к оформлению отчёта. Лабораторные занятия заканчиваются защитой результатов работы и полученных выводов. Иногда такая защита организуется перед всей группой обучающихся, и если они выполнялись фронтально и вполне самостоятельно, интересно знать, к каким выводам пришли товарищи. Задаётся много вопросов, проходит дискуссия, что и надо для более глубокого уяснения изучаемой дисциплины. В заключении преподаватель подводит общие итоги. Как правило, обучающийся не получает задание на выполнение следующей лабораторной работы, пока не отчитается за предыдущую.
Вывод
В вузе функционируют разнообразные организационные виды обучения: лекции, практические занятия и их разновидности – семинары, лабораторные занятия, практикумы, научно-исследовательская работа студентов, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В дидактике эти виды трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определённых дидактических задач, как организационные формы обучения, как способы осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются цели, содержание и методы обучения.
Содержание темы представлено в рис. 42, 43.
Вопросы для повторения
Назовите цели образования.
В чём состоит сущность образования в нашей стране.
Дайте определение обучению. Какие методы и виды обучения вы знаете? Дайте им определения и приведите примеры.
Расскажите о роли лекции в образовательном процессе вуза. Назовите требования к лекции.
Какие виды лекции вы знаете?
Каково значение практических занятий в вузе? Назовите виды практических занятий и требования к ним.
Рис. 42. «Педагогический процесс» и «Отношения в семье» (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)
Рис. 43. Методы воздействия на личность (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление