logo
Ященко_ПиП_2010_-_7

Подходы к выполнению лабораторных работ:

– работа по алгоритму в стандартных условиях (в основном для студентов первых курсов);

– частично поисковые действия, достаточно самостоятельное решение несложных творческих задач при подсказке преподавателя (для студентов вторых – третьих курсов);

– активные творческие действия студентов, действующих в условиях, близких к реальным, при косвенном контроле преподавателя (для студентов старших курсов).

Задача на подготовку к лабораторной работе может быть поставлена на лекции или на практике с таким временным расчётом, чтобы студенты смогли качественно подготовиться. Подготовка студентов к лабораторной работе проводится в часы самостоятельной работы с использованием учебников, конспектов лекций и данных методических указаний. На выпускающих кафедрах допуском к лабораторной работе является сдача студентом коллоквиума, который является не только формой контроля, но и видом индивидуальной методической помощи обучающимся, а также методом стимулирования их самостоятельной работы. В зависимости от возможностей и напряжённости учебного плана коллоквиумы могут проводиться в плановое учебное время, во внеучебное время и во время самой лабораторной работы.

Лабораторные работы выполняются обучающимися самостоятельно. Преподаватель должен осуществлять научное и методическое руководство действиями обучающихся, ограничиваясь только направляющими вопросами. Чем старше курс, тем отчётливее снижается степень регламентирования, и роль преподавателя сводится к обязанностям консультанта, который никогда не вдаётся в подробные объяснения необходимых действий, как это делается в школе. Отчёт по результатам лабораторной работы выполняется предварительно сразу же, после чего обучающиеся приступают к оформлению отчёта. Лабораторные занятия заканчиваются защитой результатов работы и полученных выводов. Иногда такая защита организуется перед всей группой обучающихся, и если они выполнялись фронтально и вполне самостоятельно, интересно знать, к каким выводам пришли товарищи. Задаётся много вопросов, проходит дискуссия, что и надо для более глубокого уяснения изучаемой дисциплины. В заключении преподаватель подводит общие итоги. Как правило, обучающийся не получает задание на выполнение следующей лабораторной работы, пока не отчитается за предыдущую.

Вывод

В вузе функционируют разнообразные организационные виды обучения: лекции, практические занятия и их разновидности – семинары, лабораторные занятия, практикумы, научно-исследовательская работа студентов, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В дидактике эти виды трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определённых дидактических задач, как организационные формы обучения, как способы осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются цели, содержание и методы обучения.

Содержание темы представлено в рис. 42, 43.

Вопросы для повторения

  1. Назовите цели образования.

  2. В чём состоит сущность образования в нашей стране.

  3. Дайте определение обучению. Какие методы и виды обучения вы знаете? Дайте им определения и приведите примеры.

  4. Расскажите о роли лекции в образовательном процессе вуза. Назовите требования к лекции.

  5. Какие виды лекции вы знаете?

  6. Каково значение практических занятий в вузе? Назовите виды практических занятий и требования к ним.

Рис. 42. «Педагогический процесс» и «Отношения в семье» (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)

Рис. 43. Методы воздействия на личность (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)