Основные свойства ощущений
1. Сенсибилизация– (от лат.sensibilis– чувствительный) повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. Например, если ежедневно по 15 минут заниматься сольфеджио, можно развить очень хороший слух. Любой водитель (автомобиля, самолёта) по звуку мотора «определяет» его состояние.н овные свойства ощущений:из мышечно-сустаных тканей.лебанием молекул воздуха взвешенные в воздухе, т.е. аней),
шцыы,ных особен
2. Синестезия – (от греч.synaisthesis– совместное чувство, одновременное ощущение) явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств (например: 1) цветной слух у Вагнера, А. Скрябина, Н.А. Римского-Корсакова; 2) скрип тормозов ночью на пустынном шоссе: основное ощущение – слуховое, добавочное ощущение – кинестетическое – «мурашки по коже»).
3. Простое взаимодействие– мы одновременно воспринимаем действительность на разного рода рецепторы.
Для обеспечения психического здоровья человеку необходимо достаточное количество ощущений.
Недостаток ощущений может вызвать сенсорную депривацию(голод, подавление) и галлюцинации. Чрезмерное количество ощущений также может вызвать галлюцинации и пресыщение.
Галлюцинация(от лат.hallucination– бред, видение) обман чувств, ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения. Если образ сохраняет реальность в отсутствии предмета, то он называется галлюцинацией. Галлюцинаторные образы, лишенные реальности (т.е. образы, также возникающие в отсутствие предмета, но субъективность которых осознается) называются псевдогаллюцинациями. Наблюдаются при психических заболеваниях. Их следует отличать от иллюзий.
Иллюзия(от лат.illusio– обман) искажённое восприятие действительности, обман восприятия. 1. Иллюзия как следствие несовершенства органов чувств; свойственны всем людям (например, оптические иллюзии). 2. Иллюзии, обусловленные особым состоянием психики ( например, страхом, снижением тонуса психической деятельности).Наличиеложно воспринимаемого реального объекта отличает иллюзии от галлюцинаций, человек всегда может проверить своё восприятие, обратившись к реальному объекту. 3. Ложные представления, связанные с определёнными социальными установками индивида. 4. Несбыточные надежды.
Психика – целостная система. Это единство при потере отдельных органов чувств проявляется в явлениях компенсации– сохранившиеся органы ощущений частично берут на себя функции утраченных. У слепых, например, обостряется слух, осязание, обоняние. Люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию. С потерей органа чувств не просто выпадает какая-то часть из спектра переживаний, но перестраивается вся личность, все её жизненные отношения к окружающим людям (например, жизнь оглохшего Л. ван Бетховена, слепоглухонемой О. И. Скороходовой).
Органы чувств человека в процессе жизнедеятельности адаптируются к внешним и внутренним раздражителям. Кстати, сенсорная депривация может возникнуть и по вине адаптации, то есть в результате приспособления органа чувств к действующему раздражителю. Адаптация – это строго психофизиологическое явление. Например, что происходит, когда из ярко освещённой комнаты человек выходит в тёмную прихожую? В первые мгновения он ничего не видит, а потом начинает различать окружающие предметы. Точно такое же явление, но с обратным знаком наблюдается и при переходе от сумеречного освещения к яркому свету – сначала свет слепит глаза, а потом наш глаз перестраивает свою деятельность, чувствительность понижается, и человек нормально воспринимает окружающее. В первом случае говорят об адаптации к темноте, во втором – об адаптации к свету.
Адаптация(от лат.adaptare– приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. К проявлениям биологической адаптации относится ряд психофизиологических процессов, например: световая адаптация. У человека адаптация к таким условиям осуществляется не только в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, но и в связи с использованием разнообразных вспомогательных средств, являющихся продуктами его деятельности (жилище, одежда, средства передвижения, оптическая и акустическая аппаратура и т.д.). Интерес представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом.
Психологический аспект адаптации частично перекрывается понятием адаптации социальной. Это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Особые трудности социальной адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т.д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций.
Явления адаптации существуют во всех сферах психической жизни человека. Грозна эмоциональная адаптация. То, что вчера волновало, будоражило, радовало, приводило в восторг, сегодня уже оставляет равнодушным, безразличным. И чтобы вновь всколыхнуться, нужны новые и более сильные раздражители.
3.Понятие восприятия.Ощущения входят в структуру более сложного психического процесса– восприятия.
Восприятие –познавательный психический процесс, который заключается в отражении предметов и явлений действительности в совокупности их свойств при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.
К основным факторам, влияющим на восприятие, благодаря которому формируется связная картина реальности, относятся ограничения, связанные с органами чувств, состояние сознания, предшествующий опыт, «культурное моделирование».
Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых человек может уловить лишь очень небольшую часть.
Культура берет на себя регулирование деятельности мозга, внося те или иные особенности мировосприятия, характерные для членов данной группы. Наблюдаются различия в восприятии мира, жизни, смерти и т.д. у различных культур.
Способ классификации воспринимаемого у каждого человека связан с предварительным жизненным опытом. Только благодаря практике и опыту мозг человека способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придавать им точное значение.
Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связные единства. К этим принципам относятся:
Принцип фигуры и фона – все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. Этот принцип распространяется на все органы чувств.
Принцип заполнения пробелов – мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.
Принцип объединения (группировки) элементов – элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии.
Принцип близости: близкие или смежные элементы объединяются в единую форму; сходства: в единую форму легче объединить схожие элементы; непрерывности: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление; симметрии: форма будет воспринята как «правильная», если она имеет одну или несколько осей симметрии.
Таким образом, из различных интерпретаций относительно некоторой серии элементов мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализует наибольшее число рассмотренных выше принципов.
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление