logo
Ященко_ПиП_2010_-_7

Формирование характера

Истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале его жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребёнка играет его общение с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребёнок прежде всего подражает близким взрослым людям. Через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом жизни для становления характера считается возраст от 0 до 10 лет, когда дети много и активно общаются со сверстниками и окружающими взрослыми людьми, и в подростковом возрасте, когда они могут заниматься самовоспитанием и становиться субъектом собственной деятельности. В детском возрасте взрослые люди пользуются безграничным доверием ребёнка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребёнка и с ним самим весьма важны для становления его характера. То, как действуют мать и отец в отношении ребёнка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребёнок становится взрослым и обзаводится собственной семьёй.

Содержание темы «Характер» отражено в рис. 32, 33, 34, 35.

Вопросы для повторения

  1. Дать определение характера в «узком смысле».

  2. В чём различие акцентуации характера и психопатии?

  3. Какие типологии характера вы знаете?

  4. Что вы знаете о биологических предпосылках характера?

  5. Расскажите о прижизненном формировании характера.

  6. В чём различие характера и личности?

  7. Какие акцентуации характера имеете вы, и как они вам помогают или мешают в учении, общении и труде?

  8. Как вы думаете, существует ли «нормальный» характер?

Рис. 32. Характер (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)

Рис. 33. Воля (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)

Рис. 34. Воля (студентка Е. Шмиголь, ЭиУ-479)

Рис. 35. Характер (студент В. Нефёдов, ЭиУ-329)