Психология в нашей стране
Отечественная психологическая мысль также имеет давние традиции. До революции история нашей страны повторяла основные шаги европейской цивилизации. Значительный вклад в разработку психологических идей внесли И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов. Немаловажная роль в развитии психологических знаний на рубеже веков принадлежала таким ученым, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов. А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучения характера человека. Н. Н. Ланге известен как один из основателей экспериментальной психологии в России. Он занимался изучением ощущений, восприятия, внимания. Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологической мысли сыграл Г. И. Челпанов, который известен как основатель первого и старейшего в нашей стране психологического института (1912 г.).
Борьба между материализмом и идеализмом, развернувшаяся в стране вскоре после Октябрьской революции, привела к прекращению активной научной деятельности многих лабораторий и ученых, особенно тех, кто придерживался в философии идеалистических позиций. Под соответствующим политическим и идеологическим прессом психологическая наука продолжала существовать и развиваться в течение почти 70 лет. Мы должны знать имена С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина и др.
Школа Д. Н. Узнадзе опиралась на понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений. Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн изучали вопросы общей и педагогической психологии. Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов: общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психофизиологии.
Б. Г. Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Заслугой Б. Г. Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием «ленинградской школы».
Аналогичную организаторскую роль при создании отделения и факультета психологии в Московском государственном университете сыграли С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьев также внес существенный вклад в разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.
Благодаря А. Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии – области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, то есть того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Особое значение имели научные труды А. Р. Лурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
Выделение психологии произошло в результате развития трёх больших областей знания – философии, естественных и технических наук. Психология возникла на пересечении этих областей, но не является ни естественной, ни гуманитарной наукой, а профилирующим экзаменом при поступлении на психологический факультет является математика.
Показателем устойчивости и жизнеспособности психологических знаний можно считать их дифференциацию, то есть появление большого числа отраслей психологии, таких, как общая психология, психология труда (эргономика, инженерная, космическая и др.), педагогическая (воспитания, обучения, учителя), медицинская (нейропсихология, патопсихология, психофизиология, психофармакология), юридическая (судебная, криминальная), военная (бойца, командира, атомного удара), спортивная (в соответствии со спецификой вида спорта), музыкальная (психология композиторского творчества, исполнителя и др.), торговли (покупателя, продавца, рекламы), творчества, возрастная (детская, дошкольная, подростковая, ранней юности, акмеология (взрослого человека), геронтопсихология (старого человека), аномального развития, социальная психология, дифференциальная психология и т. д.
Таблица 1
История развития психологии (студент В. Абрамов, ЭиУ- 479)
Эпоха | Персоналии | Идеи |
Античность | Платон Аристотель | Анимизм – у всех есть душа. Душа бестелесна |
Средневековье | Авиценна Аверроэс | Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. Впервые термин «Психология» (1590) – Гоклениус и Кассман |
17 век | Декарт Спиноза Лейбниц | Тело делимо, а дух неделим. Душа и тело определяются одними и теми же материями. Бессознательная психика |
18 век | Вольф Локк Д.Гартли Милль Спенсер | Эмпирическая психология. Душа пассивна, способна воспринимать окр. среду. Ассоциативная психология – Д. Гартли |
19 век | Вундт
Титченер | Психология как самостоятельная наука. Первая в мире психологическая лаборатория (1879 г., Лейпциг). Структурная психология |
В России | И.М.Сеченов
Г.И.Челпанов В.М.Бехтерев И.П.Павлов | Психологические процессы получают физиологическую трактовку. Психологический институт в России (1912). Экспериментальное направление в психологии. Условно-рефлекторные связи в организме |
20 век
Отечественная психологическая мысль | Д.Уотсон Э.Толмен К.Халл Б.Скиннер Т.Вертгеймер В.Келер К.Левин З.Фрейд А.Адлер К.Юнг К.Хорни, Г.Салливен Э.Фромм У.Найссер А.Пайвио Г.Оллпорт Г.А.Мюррей Г.Мэрфи К.Роджерс А.Маслоу Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев А.Р.Лурия П.Я.Гальперин | Бихевиоризм (наблюдение за поведением, чтобы можно было спрогнозировать реакцию человека). Связи между стимулами и поведенч. реакциями не являются прямыми, а определяются через знания. Гештальтпсихология (изучение психики с т.зр. целостных структур - гештальтов). Разработка психологического образа личности. Глубинная психология (1896) Психика содержит 3 образования: Я, Сверх-Я и Оно. Конфликт между сознательным и бессознательным. Неофрейдизм (связать природу бессознательного ядра психики с соц. условиями жизни человека).
Когнитивная психология (в поведении субъекта – решающая роль знаний о своих познават.процессах, схемы приема и переработки информ.) Гуманистическая (экзистенциальная) психология Предмет исследований – здоровая творческая личность, целью которой является самоосуществление, рост «Я», самоактуализация
Понятия о высших психич. функциях: мышление в понятиях, разумная речь, логич. память, произвольное внимание
|
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление