logo
Ященко_ПиП_2010_-_7

1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей

1. Интенсивность раздражителя (более сильный раздражитель на фоне действующего). Если субъекту предъявляется группа раздражителей, один из которых выделяется своей интенсивностью (величиной, окраской, тембром голоса, звуком, запахом), то внимание субъекта привлекается именно этим раздражителем.

2. Новизна раздражителя или его отличие от других раздражителей. Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой, который является необычным, новым, то он сразу же начинает привлекать к себе внимание (иногда по своей интенсивности он может быть даже слабее), например: новые товары, новая мода в одежде.

3. Структурная организация материала. Воспринимаемое поле является одним из наиболее мощных средств управления вниманием. Одним из наиболее важных факторов расширения объема внимания является структурная организация материала. Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5–7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Если материал структурирован в схемы и таблицы на основе логических связей – объем внимания увеличивается.

4. Движение стимула, например: опытные воины резко из окопа не выскакивают.

5. Внезапность стимула, например: А. Райкин говорил, что звук открываемой двери – главный конкурент артисту.

6. Ритмичность стимула, например: жужжание мухи, падающая капля.

7. Начало и прекращение действия стимула, например: длительная пауза в разговоре.

8. Распределение подачи материала по времени опирается на исследования устойчивости внимания. Результаты исследований динамики устойчивости внимания на учебном занятии:

0–7 минут – внимание рассеянное, требуются определенные усилия со стороны педагога по концентрации внимания обучающихся;

8–23 минуты занятия – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;

24–30 минуты – устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок. Требуется снижение напряжения работы, расслабление внимания (переход от теоретических обоснований к примерам и т.п.);

31–45 минуты – концентрация внимания в связи с поставленной задачей (произвольное внимание).

  1. группа. Факторы, характеризующие деятельность самого субъекта (долгосрочные)

  1. Потребности (задачи, ситуации, материал, отвечающие потребностям студента, привлекают его внимание).

2. Интересы (учебные предметы, проблемные задачи, учебный материал, соответствующие интересам студента, вызывающие его особое пристальное внимание).

3. Установка (выявление из совокупности учебного материала элементов, отвечающих личности студента, его установке, полученной, например, от преподавателя).