logo
Ященко_ПиП_2010_-_7

3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.

В трудовой деятельности внимание со всеми его характеристиками представляет собой один из элементов трудового навыка человека. Формирование характеристик внимания зависит от выработки рабочего динамического стереотипа. Выработанные в трудовой деятельности определённые качества внимания становятся затем чертами характера работника. Эти качества становятся профессионально важными. От уровня их развития зависит производительность и качество трудовой деятельности, поэтому при профессиональном обучении обращают внимание на их формирование.

Для поддержания необходимого внимания создаются определённые условия.

Практика показывает, что подавляющее большинство несчастных случаев и брака на производстве происходит из-за «невнимательности».

Из разных качеств внимания наиболее профессионально значимы интенсивность, устойчивость, быстрота переключения и широта распределения.

Примерами трудовой деятельности, требующей весьма сосредоточенного внимания, является работа часовщика, корректора в типографии, оператора радиолокатора на современных кораблях, работа шифровальщика и т.д.

Для ряда профессий высокая интенсивность внимания необходима на протяжении всего времени трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют значительно меньшее значение. Эти профессии в психологии труда относятся к так называемым наблюдательным: диспетчеры на электростанциях и на транспорте, аппаратчики механизированных линий и т.д. Для них важным условием успешности деятельности является сохранение устойчивого внимания в течение длительного времени.

Другая большая группа профессий связана с управлением движущимися механизмами: автомашинами, самолётами, танками, кранами и т.д. Эти профессии в психологии труда принято называть водительскими. Для них профессионально важными являются распределение и переключение внимания. Эти качества внимания необходимы также дирижёру и милиционеру, учителю и рабочему-станочнику (например, металлообрабатывающего станка), каменщику и т.д.

Таким образом, внимание это врождённый ориентировочный рефлекс, определённый уровень бодрствования, направленность личности, направленность сознания, важная черта воспитанного человека. Внимательность – это признак воли.

Содержание данной темы отражено в рис. 13, 14, 15.

Вопросы для повторения

  1. Что такое внимание? Какие подходы к изучению внимания вы знаете?

  2. Какую роль играет внимание в приспособлении человека к окружающему миру?

  3. Назовите анатомо-физиологические механизмы внимания.

  4. Объясните физиологические и психологические механизмы произвольного и непроизвольного внимания.

  5. Какие функции внимания вы знаете?

  6. Назовите виды внимания. Приведите примеры.

  7. Дайте психологическую характеристику свойствам внимания. Приведите примеры.

  8. Перечислите качества раздражителя, которые превращают его в объект внимания.

  9. Какие факторы могут характеризовать деятельность самого субъекта внимания?

  10. Какую роль играет деятельность человека в управлении вниманием?

  11. Расскажите о роли внимания в трудовой деятельности человека. Какие свойства внимания являются для вас профессионально важными?

Рис. 13. Внимание (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)

Рис. 14. Внимание (студентка Ю. Гоглидзе,ЭиУ-428)

Рис. 15. Внимание (студент В. Нефёдов,ЭиУ-329)