Тема 4. Внимание
План
Понятие внимания. Анатомо-физиологические механизмы внимания.
Виды и свойства внимания.
Роль внимания в профессиональной жизни человека.
Основные понятия:внимание, объем внимания, переключение внимания, распределение внимания, концентрированность, интенсивность внимания, устойчивость внимания, доминанта, ориентировочный рефлекс, произвольное внимание, непроизвольное внимание, постпроизвольное внимание.
Литература
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – Т. 3. – М., 1983. – С. 205-239.
2. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
3. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по общей психологии. – М.: Просвещение, 1987. – С. 167-174.
4. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. – М., 1974. – С. 5-87.
5. Гомезо, Т. В. Атлас по психологии. – Издание 2-е. / Т. В. Гомезо, А. И.Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 158-171.
6. Лурия, А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – М., 1975. – С. 4-41.
7. Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. / Р. С. Немов. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995. – С.171-183.
8. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский // Наука и искусство воспитания. – М., 1994.
Всякое внимание есть контроль,
но не всякий контроль есть внимание.
П. Я. Гальперин [3].
Внимание – это ворота для всего, что входит в душу; мерило развития и показатель исправления души.
К. Д. Ушинский [8].
Степень развития внимания в патологических случаях
может служить критерием интеллекта и одним из показателей
готовности ребёнка к обучению в школе.
Л. С. Выготский [2].
1. Понятие внимания. Отношение к вниманию как самостоятельному познавательному психическому процессу у психологов противоречивое. Одни исследователи считают, что независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Они определяютвниманиекаксквозной познавательный психический процесс, характеризующий направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других в определенный момент времени.
Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения учёные указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.
В качестве анатомо-физиологических механизмов, обеспечивающих внимание, рассматриваютдоминанту, ориентировочный рефлекс, ретикулярную формацию, нейроны внимания.
Доминанта– временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, способный накапливать в себе возбуждение и тормозить работу других нервных центров. Автором учения о доминанте является А. А. Ухтомский (1875-1942), один из основателей физиологической школы Ленинградского университета. Доминанта обеспечивает прежде всего концентрированность внимания. Например, человек читает газету на вокзале.
Ориентировочный рефлекс(ориентировочная реакции) – сложная, многокомпонентная рефлекторная (непроизвольная) реакция организма животных и человека, вызываемая новизной и яркостью раздражителей, названная И. П. Павловым рефлексом «Что такое?».
Ретикулярная формация(скопление нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга) находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов (неспецифические пути афферентного и эфферентного проведения сенсорной информации). Ретикулярная формация представляет собой комплекс нескольких систем, одна из которых обеспечивает активизацию ориентировочного рефлекса, другие – защитного, а третьи – пищевого.
Нейроны внимания– клетки-детекторы новизны расположены на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.
Все перечисленные анатомо-физиологические факторы в центральной нервной системе существуют автономно и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит о внимании как особенном феномене.
Внимание– важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.
Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов (ощущения, восприятия, представления, воображения, памяти, мышления) является их избирательный направленный характер. Из многих воздействий окружающего мира человек всегда что-то избирательно воспринимает, запоминает, о чем-то целенаправленно думает. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание.
В отличие от других познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно (внимание) – динамическая сторона всех познавательных процессов.
Внимание– это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, предполагающие повышение сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида по отношению к этим объектам. Сосредоточенность на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Благодаря этому познавательный процесс становится более ясным и отчетливым. Представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не будет достигнута цель деятельности.
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление