logo
Ященко_ПиП_2010_-_7

Основные мыслительные операции

Развертывание мыслительного процесса начинается с анализа. Аналитическое мышление включает в себя следующие мыслительные операции:

абстрагирование – вычленение отдельных признаков изучаемого предмета и отвлечение от остальных. При выполнении операции абстрагирования важно, чтобы вычленялись существенные признаки предмета; отказ от несущественных свойств и связей;

анализ – мысленное разложение исходных представлений на составные части, элементы или характеристики;

обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования, и на основании этого формирование групп, классификаций; отбрасывание единичных признаков при сохранении общих;

синтез – мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон объекта в единое целое в новых сочетаниях;

сравнение – установление сходства или различия между объектами, соотнесение выделенных или найденных элементов с уже знакомыми для выведения тождества или различия между объектами и их элементами;

конкретизация – мысленный подход от общего к единичному, который соответствует этому общему.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

В одном мыслительном процессе может быть несколько мыслительных операций. Представленная выше последовательность мыслительных операций – не догма. Последовательность операций в разных мыслительных процессах может быть разной.

  1. Виды мышления.

Существует несколько оснований для выделения видов мышления.

I. По генезу: филогенетический и онтогенетический.

Абстракция позволяет познавать содержание и сущность предметов, явлений, устанавливать связи между ними. Способность к абстракции формируется на основе овладения речью, научными знаниями. Различают наглядную и понятийную абстракцию. Наглядная абстракция функционирует при восприятии схем, таблиц, чертежей. Понятийная абстракция выходит за пределы того, что возможно воспринять органами чувств. Она создает с помощью слова понятие, в котором должны быть отражены существенные признаки, явления, иначе понятие будет иметь малосодержательный, поверхностный характер. В онтогенезе не каждый человек достигает этой стадии развития мышления. Он присущ людям, занимающимся научной деятельностью, философам, изобретателям, конструкторам и т.д. В филогенезе эту стадию развития мышления можно соотнести с XX – XXI веками: с авангардом в искусстве, прогрессом в науке и технике (полеты в космос, создание компьютеров, Интернета, сотовых телефонов, клонирование и т.д.).

В реальной жизни жесткой дифференциации быть не может. Все 4 вида не только сосуществуют, но и необходимы для большинства видов деятельности. Все эти виды мышления могут постепенно, с возрастом, формироваться у одного человека в процессе онтогенеза, все эти виды мышления формировались постепенно у человека в процессе филогенеза. Причем, не обязательно, что у всех взрослых есть словесно-логическое, или понятийное, абстрактное мышление, оно может не сформироваться; у некоторых детей уже есть понятийное и зачатки абстрактного мышления.