logo
Ященко_ПиП_2010_-_7

Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект

План

  1. Понятие мышления. Мышление как процесс.

  2. Виды мышления.

  3. Индивидуальные особенности мышления.

  4. Формы логического мышления.

  5. Интеллект.

Основные понятия: мышление, абстракция, анализ, синтез, сравнение, дедукция, инсайт, опосредование, проблемная ситуация, когнитивные процессы, понятие, суждение, умозаключение, посылка, силлогизм, креативность, рефлексия, логика, интеллект.

Литература

1. Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3 т. / Л. М. Веккер. – Т.2. Мышление и интеллект. – Л., 1976.

2. Микалко, М. Тренинг интеллекта / М. Микалко. – СПб.: Питер, 2000.

3. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. В. Морозов. – СПб.: Издательство Союз, 2000.

4. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

5. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. – М.: Издательство «Центр», 1996.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – Т.1. – М., 1989.

7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

8. Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.

9. Сухарев, В. А. Психология интеллекта / В. А. Сухарев. – Донецк: Сталкер, 1997.

10. Холодная, М. А. Интегральные структуры понятийного мышления / М. А. Холодная. – Томск, 1983.

11. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.

  1. Понятие мышления. Мышление как процесс. Мышление в чистом виде как совершенно независимый, самодостаточный психический процесс реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т. п. Кроме того, неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные характеристики, механические перечисления и повторения, потоки туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных ассоциаций.

Умственные процессы отличаются от мышления тем, что они репродуктивны, мышление же в строгом смысле этого слова продуктивно (У. Джемс). Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это понимание реализуется в образовании относительно нового знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента. Мышление – это прежде всего осознание и понимание не конкретных, единичных, а общих свойств и закономерностей.

Если главная задача ощущений и восприятия – сбор конкретных впечатлений об окружающем, а памяти – точное сохранение накопленного, то у воображения и мышления на первый взгляд задача другая – преобразовать полученное. Это творческое начало позволяет считать фантазию и мышление как бы единой мыслительной деятельностью.

Но между ними есть и различия: воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых, а мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира. Результатом воображения является образ, а результатом мышления – выраженные в словах мысли – суждения и понятия. Но различие это очень относительно: ведь любой, даже самый фантастический образ, отражает реальную действительность, а в продуктах мышления всегда есть кусочек фантазии, есть отлет от непосредственной реальности.

И мышление, и фантазия возникли в трудовой деятельности человека. Без преобразующей творческой работы мысли невозможно было бы спланировать трудовые процессы, создать орудия труда, поставить новые цели.

Очень хорошо сравнивал поведение животных с трудовой деятельностью человека К. Маркс: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда появляется результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально».

Благодаря творческой мыслительной деятельности человек способен отражать, познавать такие свойства окружающего мира, которые недоступны непосредственному восприятию. Так, о наличии в организме больного воспалительного процесса врач узнает, измерив температуру тела с помощью термометра. Учитель не видел, как вы дома готовили урок, но на основании ответа почти безошибочно определяет степень вашего прилежания. С такого рода примерами опосредованного познания мы встречаемся на каждом шагу и в повседневной жизни.

Непосредственно воспринимать можно только конкретные признаки предметов и явлений, единичные, данные объекты: вот эту книгу, этот стол, это окно, это дерево. Мыслить можно о книгах, столах, деревьях и т. д. вообще. Наша мысль вырывает нас из плена непосредственной конкретной видимости и позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, позволяет открывать закономерные связи между явлениями и событиями.

Образ и мысль всегда выступают в неразрывном сплаве.

Великий испанский художник Ф. Гойя говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес.

А вот слова выдающегося физика Э. Резерфорда: «Эксперимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный прогресс имеет своим предположением соединение обеих сил».

Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение – первый важнейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих поколений. Второй признак мышления – его опосредованный характер. Новое знание не дается в готовой форме, мышление извлекает его как бы «из себя», оперируя имеющейся в его распоряжении информацией.

Мышление – это высший познавательный психический процесс, заключающийся в опосредованном и обобщенном отражении наиболее существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями действительности (опосредованное – когда не нужен непосредственный контакт; обобщенное – не о частном явлении идет речь, а об отражении обобщенных свойств предметов; отражение существенных свойств предметов – значит характерных для целого класса, а не только конкретному, единичному предмету).

Мышление противопоставляется чувственному познанию мира. Как можно чувственным познанием отразить скорость света? Любой процесс имеет внутреннее движение (начало – фазовую динамику – окончание).