logo
Ященко_ПиП_2010_-_7

II. По форме передачи (по форме знаков):

– устная – аудиальные (звуковые) символы;

– письменная – визуальные (графические) символы.

Устная речь может быть звуковой и жестовой. Это передача информации по содержанию с помощью невербальных средств (эмоций, индивидуальных личностных особенностей, темперамента). Владеть устной речью правильно важно для людей коммуникативных профессий («Человек – Человек»): для преподавателей, журналистов, руководителей, инженеров, работающих как с техническими системами, так и с людьми (начальников отделов, прорабов и т. д.).

Письменная речь способна передавать информацию на расстоянии. Если в устной речи необходимо овладеть стилистической и орфоэпической грамотностью, в письменной – важно обладать стилистическими, грамматическими, орфографическими и пунктуационными навыками, чтобы успешно вести деловые официальные бумаги и переписку: «Казнить нельзя помиловать». Какое содержание несёт этот приказ? Письменная речь развёрнута и не передаёт эмоций (деловая).