4. Формы логического мышления.
Логика – нормативная отрасль философии, которая имеет дело с критериями валидности в мышлении, законами правильной предикации, т. е. общезначимых связей между высказываниями о свойствах и отношениях предметов с использованием формализованного языка, и принципами рассуждения и демонстрации. Логика занимается только процессом рассуждения, а не конечным результатом. Это наука о правильном мышлении. Логика изучает идеальное, стандартное мышление. Психология изучает мышление такое, каким оно может быть у человека – с ошибками, отклонениями, нарушениями. Таким образом, у логики и психологии один общий предмет изучения – мышление.
К неправильным заключениям также можно прийти с помощью логических средств, если первоначальные допущения были ложными.
Существует 3 формы логического мышления
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений. Понятие аккумулирует все мысли о явлении в одном слове, в языке одно слово – закодированное понятие.
Суждение – форма мышления, которая отражает связи между предметами и явлениями, их свойствами и признаками; связь между понятиями в словесном или знаковом виде; содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений и их свойств. Суждение в психологии – связь между двумя понятиями (субъектом и предикатом). Психология изучает развитие суждения как формы абстрактного, логического мышления, а также нарушения логического мышления. В логике разрабатывается классификация суждений. Суждения состоят из двух понятий: 1) общих, частных и единичных (относятся ли они к классу предметов, к их части или одному единственному); 2) истинных или ложных. Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. Рассуждение – это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующих из них.
Умозаключение – форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение; это связь между мыслями или суждениями, в результате которой из двух или нескольких суждений получается другое, значение которого извлечено из предыдущих. Умозаключение характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок).Исходное суждение называется посылкой. Типичная форма умозаключения – силлогизм – состоит из большой и малой посылки. Например: все металлы электропроводны. Медь – металл. Итоговое суждение – медь – проводник электричества. Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными. Например, индукция – это вид умозаключения, предполагающий движение мысли от частного, единичного к общим положениям. Дедукция – это вид умозаключения, предполагающий движение мысли от общего к частному, от обобщения к примерам, выведение следствия из посылок. В логике разрабатываются классификации умозаключений. Психология рассматривает условия развития умозаключающего (дискурсивного) мышления и формы его нарушения (искажения). Например, исследование доверия к посылкам силлогизма и следствиям из них.
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление