Порядок проведения практического занятия:
– краткое вступительное слово, в котором преподаватель объявляет тему, цель и порядок проведения занятия;
– в быстром темпе пересказать или на экране показать кадры с материалом, излагавшимся на предшествовавшей лекции и относящимся к данному практическому занятию;
– поставить перед студентами ряд контрольных вопросов по теории, а затем через какое-то время вызвать конкретного студента для ответа;
– можно предложить всем студентам решать задачи самостоятельно, в тех же случаях, когда у большинства студентов работа застопорилась, преподаватель может прервать её и дать необходимые пояснения (частично-поисковый метод);
– в других случаях задачу решает и комментирует своё решение вызванный к доске студент или преподаватель, а остальные студенты должны не просто переносить это решение в тетрадь, а вдумчиво и с пониманием соединять общие действия с собственной поисковой деятельностью;
– наряду с обучением своему предмету (дисциплине) основной задачей любого преподавателя является научить студента думать, добиваться знания методов изучаемой науки;
– проводить решение любой задачи по определённой схеме, по этапам, каждый из которых педагогически целесообразен;
– если это практическое занятие на технике, то необходимо максимально приблизить действия студентов к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям;
– использовать при работе на тренажёрах или действующей технике фактические документы, технологические карты, бланки и т. д.;
– возможно, разработать каждому обучающемуся своё специальное задание, состоящее из двух разделов и приложения, в первом разделе указываются общие учебные вопросы (теория), во втором разделе – как студенту организовать самостоятельную подготовку к занятию, что изучить, исполнить, к чему быть готовым, меры безопасности, в приложении даются выдержки из руководств, пособий и инструкций, графики работ на учебных точках и другой необходимый справочный материал;
– развивать определённые профессионально значимые качества личности, вырабатывать индивидуальные и коллективные умения и навыки.
Рабочим документом преподавателя является план проведения занятия. Параллельно с разработкой учебно-методических материалов производится подготовка техники и учебных мест к отработке практических задач, подбору и заказу необходимой документации (схем, бланков и т. д.).
С руководителем учебной лаборатории согласовываются следующие вопросы: какая техника и к какому времени должна быть подготовлена, какие контрольно-измерительные приборы должны быть на рабочих местах, какие данные должны быть представлены обучающимся на рабочих местах, какой технической документацией их обеспечить.
Иногда практическое занятие требует деления учебной группы на подгруппы (бригады). В каждой подгруппе назначается старший из числа наиболее подготовленных студентов. Для активизации работы целесообразно подготовить несколько проблемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, даётся краткая оценка действий участвующих в ней студентов. Преподаватель подводит итоги сначала по подгруппам: указываются успехи и недостатки в работе обучающихся, а затем по всей учебной группе. После подведения итогов преподаватель выдаёт задание на самостоятельную работу и отвечает на вопросы обучающихся. На этом практическое занятие заканчивается.
Лабораторный практикум – существенный вид учебного процесса в вузе, в ходе которого обучающиеся сталкиваются с самостоятельной практической деятельностью в конкретной области; важнейшее средство повышения профессиональной подготовки будущего специалиста.
Лабораторное занятие – это один из видов самостоятельной практической работы обучающихся, на котором путём проведения экспериментов происходит углубление и закрепление теоретических знаний в интересах профессиональной подготовки.
Лабораторные занятия, как и другие виды практических занятий, являются промежуточным звеном между углублённой теоретической работой обучающихся на лекциях, семинарах и применением знаний на практике. Они удачно сочетают элементы теоретического исследования и практической работы.
Формируя программу лабораторных занятий, важно выделить ту часть практического обучения, которую можно решать наиболее успешно в лабораторных условиях.
«Лаборатория», «лабораторный» (от лат. labor – труд, работа, трудность, laboro – трудиться, стараться, преодолевать трудности) означает связь умственных и физических усилий в поиске путей и средств для разрешения научных и жизненных задач.
Цели лабораторных занятий:
– углубление и закрепление знания теоретического курса путём практического изучения в лабораторных условиях изложенных в лекциях законов и положений;
– приобретение навыков в научном экспериментировании, анализе полученных результатов;
– формирование первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.
Главной задачей всех опытов является изучение существа явлений (внутренних процессов, протекающих в изучаемых технических явлениях, или непосредственно в природе, или в личности человека), усвоение методики современных научных исследований применительно к специальной подготовке обучающихся, а также понимание, насколько трудно для студента освоить ту или иную проблему без постановки экспериментов.
Успех лабораторных занятий зависит от многих слагаемых: от теоретической, практической и методической подготовленности преподавателя, его организаторской работы по подготовленности занятия, от состояния лабораторной базы и методического обеспечения, а также от степени подготовленности самих обучающихся, их активности на занятии.
Формы организации лабораторного занятия зависят, прежде всего, от числа студентов, содержания и объёма программного материала, числа лабораторных работ, а также от вместимости учебных помещений и наличия оборудования. В зависимости от этих условий в вузах применяют следующие формы проведения лабораторных занятий: фронтальную, по циклам, индивидуальную и смешанную (комбинированную).
Фронтальная форма предполагает одновременное выполнение работы всеми обучающимися, а на каждом занятии внимание преподавателя сосредоточивается лишь на одной работе, готовится необходимое оборудование для каждого.
По циклам: в один цикл объединяются 4–5 работ, осуществляемых на одном оборудовании (материальной базе); работы выполняются по графику; используется эта форма по дисциплинам, имеющим в программе чётко обозначенные разделы примерно одинаковой продолжительности по времени.
Индивидуальная форма: для вузов, располагающих большими возможностями, студент может одновременно работать над различными темами, лучше могут быть учтены научные интересы и склонности отдельных обучающихся, позволяет расширить тематику, представляет студентам большие возможности для научных исследований.
Смешанная (комбинированная) форма организации лабораторных занятий, позволяющая использовать преимущества каждой из рассмотренных выше форм: в курсах, читаемых в начале обучения, применяют фронтальную форму, затем переходят к цикловой и индивидуальной. Главное условие – чтобы каждая лабораторная работа выполнялась обучающимися самостоятельно.
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление