Задачи педагогики
Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.
1. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. Закономерными будут те связи, которые удовлетворяют некоторым требованиям. Рассмотрим эти требования или, иначе говоря, критерии детальнее. Важнейшее из них – требование объективности связи, то есть ее независимости от желания, настроения, вкусов участников педагогического взаимодействия. Например, связь между применяемыми в обучении упражнениями и их результатами в виде формирующихся навыков той или иной деятельности в принципе неизбежны.
В состав постоянных, то есть непреходящих задач педагогической науки, входит и такая задача, как изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся – неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Результаты их изобретательства превратились в интернациональный продукт интеллектуального творчества и обогатили мировой фонд педагогических ценностей.
В числе задач науки о воспитании важнейшее место занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. В словаре педагогики появилось сравнительно новое понятие – педагогическая инноватика.
К важнейшим постоянным задачам принято относить прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др. В педагогическом прогнозировании реализуется известный кибернетический постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двухаспектного управления ею: управления функционированием и управления ее развитием.
Среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу внедрения результатов исследований в практику.Таким образом, задачами психологии и педагогики являются следующие:
устанавливать психические и педагогические факты;
находить новые факты;
выявлять механизмы психического и педагогического функционирования;
находить закономерности психических и педагогических явлений;
устанавливать законы развития психики и личности в целом.
3. Методы психолого-педагогического исследования. Психологию можно считать наукой, поскольку она использует научные методы, чтобы описывать и объяснять поведение.
Среди знаний имеются такие, которые знакомят нас с готовыми результатами познания, а также такие, которые задают нам метод действования с вещами. Великий философ Р. Декарт провозгласил: «Метод важнее результата!». Тем самым подчёркивается приоритет метода как инструмента, орудия действования по сравнению с частным знанием, важным для использования лишь в конкретном случае.
Уровни познания:
Операциональный уровень содержит совокупность знаний об относительно простых понятиях, методах преобразования или оперирования объектами независимо от их природы.
Предметно-специфический, содержащий зания о методах, которые данная обрасть знаний использует для решения своих специфических задач, т. е. только этой области присущих.
Общенаучной методологии – более высокий уровень, содержащий сведения о возможных научно обоснованных стратегиях исследования и описания объектов познания. Перечислим некоторые стратегии: метод проб и ошибок, метод аналогии, аналитический метод, метод системного анализа.
Психологическое исследование включает в себя следующие этапы:
1) формулировку проблемы,
2) выдвижение гипотезы,
3) проверку гипотезы,
4) интерпретацию результатов проверки.
В основном о методах психологии говорят в связи с третьим этапом проверки гипотезы.
Под методом следует понимать способ организации деятельности, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, инструмент, которым познается предмет познания, науки.
Методики – конкретные разновидности инструмента одного вида, приёмы изучения отдельных психических явлений.
Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания. Методологией называют систему принципов конкретного исследования.
Общим научным методом, на требования которого ориентируются исследователи любой отрасли наук, является диалектико-материалистический метод.
Основные требования этого метода сводятся к следующему:
– изучать явление в его развитии, т. е. подходить к изучаемому явлению как к развивающемуся и изменяющемуся,
– изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями, в первую очередь с теми, которые определяют его появление, влияют на него сейчас и определяют тенденции его дальнейшего развития;
– выявлять моменты перехода количественных изменений в качественные;
– рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, происходящее в силу присущих ему внутренних противоречий: единство и борьба этих противоречий или противоположностей и есть движущая сила, источник развития.
При изучении психологического и педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, тест, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, психолого-педагогической документации.
Приведём краткую характеристику некоторых методов.
Наблюдение – это самый информативный и дешёвый метод изучения явления, конечно, при условии специальной подготовки наблюдателя. Наблюдение может быть внешним (со стороны), внутренним (самонаблюдение = рефлексия), свободным, стандартизированным, включённым и сторонним. Чтобы точнее регистрировать поведение наблюдаемых респондентов, не смешивать существенное с второстепенным и не интерпретировать события, исходя из своих ожиданий, необходимо вооружиться магнитофоном, фотоаппаратом или видеокамерой.
Чтобы изучить определённый аспект поведения и описать его характеристики, используют опросники или карты наблюдения.
Беседа применяется в целях получения необходимой информации или разъяснения по поводу того, что не было понято при наблюдении.
Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путём опроса какой-то части этих людей, составляющих репрезентативную (представительную) выборку. Выборка должна точно отражать популяцию в целом, а вопросы должны быть тщательно разработаны.
Тест (от англ. test – проверка) – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого психологического качества (свойства) личности. Тест – научно-обоснованный метод измерения, дающий возможность количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества (гомогенные – измерение одного свойства, гетерогенные – совокупность гомогенных тестов, связанная общей концепцией или теорией измерения различных свойств). Существуют тест-опросник, тест-задание и проективный тест.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает. Предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Об испытуемом судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение других людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Проекция – один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счёт приписывания их другим людям.
Эксперимент – метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и продуманном создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Различают эксперимент естественный, лабораторный и психолого-педагогический.
Моделирование – метод психологического исследования, применяемый тогда, когда исследование интересующего учёного явления путём простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Создают искусственную модель изучаемого феномена, повторяя его основные параметры и предполагаемые свойства.
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление