Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
SJ Эпиметей | SP Дионисий | NT Прометей | NF Аполлон |
Чувство долга, стремление занять достойное место в определенной социальной структуре | Свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным импульсам | Дух научного поиска, стремление к власти над законами природы | Стремление к тому, чтобы быть самим собою, иметь ценность в собственных глазах |
Д. Кейрси доказал равноправие четырех типов темперамента, равенство их психической полноценности, жизненной стойкости, успешности в борьбе за существование. Подробнее об этом вы можете прочитать в книгах [2], [5].
Вывод
Хотя темперамент и характер в психологии различаются, чёткой границы между ними не проводится. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная основа», либо как «динамическая основа» характера. Четыре типа темперамента не фигурируют ни в психологическом, ни в физиологическом планах – выделяются «динамические аспекты» поведения: общая активность, включая её моторные проявления, и эмоциональность.
Таким образом, темперамент (в психологическом смысле) – это свойство личности, представляющее собой совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.
Содержание данной темы представлено в табл. 2, 3 и 4; рис. 29, 30, 31.
Вопросы для повторения
Что такое темперамент? Чем темперамент отличается от характера?
Какие теории темперамента вы знаете?
Расскажите о научных поисках физиологических основ темперамента.
Что вы знаете об эволюции учения о типах НС?
Каково современное состояние проблемы исследования темперамента?
Опишите типы темперамента, используя психологические свойства темперамента.
Опишите свой тип темперамента, используя психологические свойства темперамента, выделенные В. С. Мерлиным. Расскажите, как свойства вашего темперамента помогают или мешают вам в учении, общении и труде? Как вы с этим справляетесь?
Таблица 4
Свойства темперамента (студентка Е. Шмиголь, ЭиУ-479)
Тип темперамента | Психологические свойства | Общий тип нервной системы |
Сангвиник | сензитивность (порог чувствительности ) эмоциональная возбудимость на похвалу на критику тревожность темп
резистентность (работоспособность) общительность Экстраверт; Пластичный | Сильный Уравновешенный Подвижный
|
Холерик | сензитивность эмоциональная возбудимость на похвалу на критику тревожность темп активность < реактивность резистентность общительность Экстраверт; Ригидный | Сильный Неуравновешенный Инертный |
Флегматик | сензитивность эмоциональная возбудимость на похвалу на критику тревожность темп
резистентность общительность Интроверт; Ригидный | Сильный Уравновешенный Инертный
|
Меланхолик | сензитивность эмоциональная возбудимость на похвалу на критику тревожность темп активность реактивность
общительность Интроверт; Ригидный | Слабый Неуравновешенный Инертный |
Рис. 29. Темперамент (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)
Рис. 30. Темперамент (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)
Рис. 31. Темперамент (студент В. Нефёдов, ЭиУ-329)
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление