Развитие интеллекта
Теория умственного развития ребёнка, разработанная Пиаже, носит чисто описательный характер. В этой теории раскрываются этапы, через которые должен пройти ребёнок, чтобы у него сформировалось «взрослое» мышление, но она не говорит, как можно развивать интеллект практически у каждого человека уже с самого раннего возраста. Именно этим поиском основных принципов развития интеллекта занялись Пейперт и его сотрудники, изучавшие проблему искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. Исходя из представления о том, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим, эти исследователи выдвинули систему, в которой детям предлагается заставлять компьютер что-либо «делать», задавая ему соответствующую программу. Таким образом, компьютер используется для выработки у детей привычки мыслить. Используя программы, необходимые для того, чтобы компьютер создавал музыку, мультипликационные фильмы, строил правильные предложения, сочинял рассказы, стихи, вычерчивал геометрические фигуры и т. п., ребёнок должен сам разобраться в процессе своего собственного передвижения, исследовать построение и правильность собственной речи, выработать у себя ясное представление о звуках и ритме, структурировать время и пространство, полностью интегрируя смысл этих двух понятий.
Как же достичь хорошей интеллектуальной формы? Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя движение. Для тела движением являются разминка, бег, плавание, игра в баскетбол, тяжёлая атлетика – всё, что заставляет мышцы сокращаться и растягиваться.
Для ума движение есть полёт мысли – от предположения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому.
Каждый раз, когда Вы начинаете активно размышлять, то есть сознательно и целенаправленно манипулировать интеллектуальными ресурсами, Вы сразу же приводите в движение мышцы своего ума. В широком смысле – «тренировка» – означает деятельность, направленную на отработку навыков, совершенствование самого себя, развитие собственных способностей. Любое занятие, требующее активного внимания, – разгадка головоломки, решение производственной проблемы, попытка собраться с мыслями, спокойно сидя в кресле,– является тренировкой ума.
Важно также не только то, что Вы делаете, но и то, как Вы это делаете, то есть техника исполнения упражнения. Отрабатывайте в уме определённое задание до тех пор, пока ваши «мышцы» не научатся выполнять его так, как нужно.
Хорошая гимнастика ума – это встреча с самим собой, это возможность сконцентрироваться на собственном внутреннем мире и бросить вызов своему интеллекту, способ преобразовать умственную энергию в конструктивную мысль. Старая добрая гимнастика ума повысит Ваш творческий потенциал, подарит радость достижения намеченной цели и будет способствовать развитию вашего интеллекта.
Упражнения для развития интеллекта
Решить кроссворд.
Подготовиться к экзамену.
Принять участие в телеинтервью.
Импровизировать на сцене.
Разобрать трудный тест.
Приготовить изысканный ужин.
Отчётливо представить лицо приятеля.
Прочитать наизусть сонет Шекспира от конца к началу.
Назвать по именам своих первых учителей.
Продолжить ряд 2, 4, 8, 16 как можно дальше.
Выучить новый язык.
Написать программу для компьютера.
Написать реалистический пейзаж.
Сменить плохое настроение на хорошее.
Поразмышлять о бесконечности.
Поговорить с начальником о прибавке оклада.
Держать себя в руках.
Объяснить четырёхлетнему ребёнку, почему небо голубое. И т. п.
Если Вы хотите иметь деньги, власть, успех долгие годы, то и развитие интеллекта должно проходить долгие годы. Развивая интеллект, мы избежим депрессии. Вы знаете о том, что среди интеллектуалов очень мало людей, страдающих депрессией (если только это не наследственное заболевание)? Интеллектуал прежде всего оптимист, он всегда с помощью интеллекта найдёт выход из сложной ситуации. Депрессия – болезнь бестолкового человека, человека с доминирующей эмоциональной составляющей в сознании (EQ). Этой болезни подвержены люди, не имеющие хорошо развитого интеллекта.
Содержание данной темы представлено на рис. 18, 19, 20, 21.
Вопросы для повторения
В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.
Почему мышление является высшим познавательным психическим процессом? Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности, раскройте отличие мышления от чувственного познания.
Перечислите условия, необходимые для возникновения мыслительного процесса. Что такое мыслительный процесс?
Назовите основные мыслительные операции и охарактеризуйте их. Приведите примеры.
Какие виды мышления вы знаете? Какие виды мышления лучше всего развиты у вас?
Что такое логика? Дайте определения формам логического мышления. Приведите примеры.
Охарактеризуйте индивидуальные особенности мышления. Какими особенностями обладаете вы? Приведите примеры.
Что такое интеллект? Какие теории интеллекта вы знаете? Какова структура интеллекта?
Рис. 19. Мышление (студентка Е. Кочерова, ЭиУ-329)
Рис. 20. Мышление (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)
Рис. 21. Мышление (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление