logo search
Ященко_ПиП_2010_-_7

Два вида понятий

Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи. Так, например, человек хорошо знает содержание каждого из таких понятий как специальность, производство, коллектив, управление, но не всегда легко может сформулировать и словесно определить их. Будучи включенным в профессиональное образование, он может научиться давать определения любым понятиям через родо-видовые отличия.

Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических операций. В процессе обучения они формулируются преподавателем и лишь затем наполняются конкретным содержанием, т.е. логическая формулировка предшествует образованию конкретных наглядных связей. Слово, фиксирующее некоторое понятие, с полным основанием может считаться наиболее существенным механизмом, лежащим в основе движения мысли.

Существенно при работе с понятиями то, что соотношение наглядно-образных (практических) и вербально-логических компонентов понятия у каждого человека свое и зависит от уровня развития его мышления.