logo search
Ященко_ПиП_2010_-_7

Речь как средство общения

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. Человек способен пользоваться речью при решении интеллектуальных задач, а животные нет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Речь первоначально выполняет у человека роль психологического контакта с себе подобными, по крайней мере, в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом.

Но человеческого индивида не может удовлетворять такая роль речи. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.

В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет.

Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь. Высшие животные понимают обращенную к ним речь человека, поэтому многие считают, что животные обладают развитой системой коммуникаций.

Доказательством возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у человека является типичная последовательность стадий ее развития.