Оценка интеллекта
Задача определения уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам, изучающим логическое, образное, творческое, техническое мышление. Тесно связаны с определением уровня интеллекта и тесты профессиональной пригодности. Так, в США для получения должности государственного служащего претендент должен показать уровень IQ не ниже 100. В программу образования школ США и других развитых стран Европы включено использование методик проверки интеллекта в качестве оценочного, стимулирующего средства, вызывающего дополнительные мотивационные изменения. Таким образом, показатель интеллекта (не обязательно IQ) стал одним из важнейших показателей человеческой пригодности к той или иной деятельности, а в конечном итоге – полезности человека как такового.
Следует различать тесты развития интеллекта и тесты интеллекта как такового. В тесты первой группы включены вопросы образовательного характера, стандартизированные задания с жёсткой структурой. Они предназначены для оценки уровня развития интеллекта, образованности человека, скорости и качества его мышления, быстроты реакции и способности переключаться с одного вида деятельности на другой. Выполняя методики данной группы, человек не имеет возможности выделиться из общей схемы, так как проверяется по стандартной шкале. Методики второй группы определяют преобладающий тип мышления, методологию поиска решения поставленной задачи, нестандартность подхода, творческие способности, умения оперировать понятиями. Такие методики никогда не бывают жёстко установленными, составляются на основе креативных тестов, тестов интуитивного характера, в которых оцениваются не скорость, а манера решения той или иной задачи, уровень понятийных связей, эффективность подхода. Однако тесты второй группы не пригодны для массовой проверки из-за большой индивидуальности ответов, значительных затрат времени как на проведение, так и на обработку результатов. В общепринятом понимании, проверка интеллекта сводится к выполнению одного теста или серии оценивающих общеобразовательный уровень человека тестов, то есть тестов первой группы.
Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Среднее значение IQ = 100 баллов.
Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3 лет) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.
Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов (слабость абстрактного мышления, неспособность к обобщению, к отвлеченным ассоциациям, преобладают сугубо конкретные связи-, ассоциативно-логическая память остается малоразвитой).
Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия (IQ = 20), речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции; навыки самообслуживания и трудовые навыки не могут быть развиты.
Средняя степень называется имбецильностью (IQ = 20–50). Словарный запас имбецилов до 360слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Навыки самообслуживания развиты, трудовые навыки не могут быть развиты.
Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ < 75), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита, поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических знаний им не дается.
Дебилы удивительно легко приспосабливаются к жизни (вне систем образования и науки). Как правило, они становятся счастливыми, всем довольными людьми, без комплексов, завихрений и т. п. Послушны, исполнительны, трудолюбивы, уважают начальство и любую власть.
Следует ли считать интеллект врожденной или приобретенной функцией психики? Каждый из вариантов ответа выглядит обоснованным.
1. Ребенок, с рождения лишенный нормального общения со взрослыми людьми (до 3-летнего возраста), навсегда остается умственно неполноценным (IQ меньше 20). Мышление каждого человека несет отчетливые следы той культуры, которая его сформировала, вне системы социальной памяти и социальных коммуникаций (общение, обучение, совместная деятельность, тексты, компьютерные программы и т.п.) интеллект не формируется. Следовательно, он является продуктом научения, социологизации (Уотсон, Павлов, Выготский и др.).
2. Исследования этиологии заболеваний подтверждают наследственную обусловленность интеллекта. Способность или неспособность к некоторым интеллектуальным операциям часто передается от поколения к поколению, близнецы (особенно однозиготные) обнаруживают схожие показатели IQ, даже если они воспитывались в разных условиях и т.п.
Наиболее влиятельной в современной психологии теорией формирования интеллекта считается эпигенетическая модель. Она строится на положении, согласно которому в развитии мышления каждого человека существуют ограничения, связанные как с его наследственностью, так и с условиями жизни.
Наследственный интеллектуальный потенциал реализуется через систему ограничений социальной среды, что и предопределяет конечный результат – особенности интеллекта.
Все генетически обусловленные факторы интеллекта проходят через сито социального отбора. Большая их часть остается невостребованной, заблокированной. Существует представление о том, что даже люди с самым высоким интеллектом используют возможности своего мозга лишь на десятую долю. Значит, у человека есть значительный резерв, который он ещё сможет использовать.
Одним из самых крупных сдвигов в нашей культуре за последние почти двадцать лет было массовое внедрение компьютеров в повседневную жизнь. Они вошли во все сферы общественной жизни и производства. Размножились компьютерные игры, сегодня существуют шахматные программы, способные побеждать гроссмейстеров. Стоимость персонального компьютера такова, что его вполне можно подарить ребёнку на Новый год.
Однако самое большое влияние компьютеры оказали на обучение. С каждым днём становится всё яснее, что «искусственный интеллект» играет большую роль в воспитании новых поколений. Компьютер служит средством, позволяющим лучше понять мышление и расширить его возможности, а также разработать новую систему обучения детей, при которой они уже с очень раннего возраста смогут практически бесконечно накапливать опыт.
Искусственный интеллект – это специальная область науки, опирающаяся на информатику и другие дисциплины; её главной задачей является разработка таких программ, которые придали бы компьютеру интеллект.
В девяностые годы двадцатого столетия сложились два подхода к проблеме искусственного интеллекта.
Подход «сверху вниз», при котором разрабатываются экспертные системы, или «мыслящие машины», представляющие собой настоящий электронный мозг, способный формулировать правила организации знаний, создавать гипотезы и сопоставлять их с реальной действительностью с целью выработки новых решений. Нейрокомпьютеры функционируют по ассоциативному принципу, состоят из сетей, образованных соединёнными между собой кремниевыми «нейронами», роль синапсов играют сопротивления в местах контактов между «нейронами». Подобные сети способны обучаться самостоятельно.
Подход «снизу вверх», когда учёные разрабатывают системы, улавливающие различные виды информации (по типу глаза или уха), – сенсоры, которые соединяют с обучающимися сетями и с помощью таких моделей пытаются понять, как действует мозг при декодировании и интерпретации входных данных. Сенсоры преобразуют входную информацию в электрические сигналы, и это позволяет непрерывно и в режиме реального времени регистрировать изменения яркости и перемещения световых пятен, затем устройство по кадрам анализирует входную картину, включая перемещения объектов и всё изображение в целом. Разработаны световые нейрокомпьютеры, в которых информация памяти записывается на голографические пластинки. Была разработана также «улитка» (для анализа звуков).
В наше время уже существуют программы, объединившие в себе эти два подхода, но повсеместного применения они ещё не получили.
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление