Классификация методов психолого-педагогического исследования
Организационные: сравнительные, лонгитюдные и психопатологические.
Эмпирические:
обсервационные: наблюдение, самонаблюдение;
экспериментальные: лабораторные, естественные, психолого-педагогические;
психодиагностические: тесты (стандартизированные, проективные); опросники, анкеты; интервью, беседы.
биографические: анализ жизненного пути, анализ документов.
Моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.
Вспомогательные: физиологические (медицинские), математические (статистические), графические.
Для понимания некоторых положений данной темы необходимо знание следующих терминов.
Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Следует отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знакомой информации (отличать от восприятия и памяти). Понятие впервые введено французскими и швейцарским психологами (П. Жане, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.). Освоение понятийного аппарата психологии и педагогики осуществляется именно в результате интериоризации научных данных этих дисциплин, то есть присвоения их на внутренний уровень. Когда студент сумеет составить собственный психологический портрет, пользуясь научными терминами, можно сказать, что процесс интериоризации полученных знаний состоялся.
Экстериоризация (от лат. exterior – наружный, внешний) – процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериориозации внешней социальной деятельности человека.
Ориентировочная деятельность (ориентировка) заключается в том, что субъект производит обследование ситуаций, содержащей в себе элемент новизны, подтверждает или изменяет смысловое и функциональное значение ее объектов, примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или обновленный путь. Далее в процессе выполнения приходится активно регулировать ход действий по этим значениям объектов.
Поведение, изучаемое психологией, – действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа.
Субъект целенаправленных действий – живой организм, имеющий высшую нервную инстанцию по управлению реакциями во внешней среде на основе образа этой среды и по увязке этих реакций с внутренней средой организма.
Индивид – биологическое явление, представитель Homo sapiens.
Личность – высшая интеграция всех психических явлений, формирование особых, чисто личностных новообразований: убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, определяемое включённостью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (образ-«Я», «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д.
Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.
Надёжность – качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.
Кратко основная информация по теме оформлена в схемах (студенты В. Абрамов, ЭиУ- 479, Е. Лесова, Е. Мальцева, ЭиУ-329) (см. табл. 1, рис. 2, 3, 4, 5).
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление