Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
1. Гипертимный тип отличается активностью, энергичностью, оптимизмом, беззаботностью, многосторонними способностями, при этом он плохо переносит дисциплину, критику в свой адрес, бурно переживает неудачи. Гипертимы склонны к риску, новизне, их тяготит одиночество, они стремятся к лидерству.
2. Застревающий тип отличается длительностью переживаний какого-либо чувства, настойчивостью, упрямством, трудностью от переключения с одной проблемы на другую. При этом застревающий тип обладает высоким самомнением, повышенной чувствительностью к несправедливости, недоверчивостью.
3. Эмотивный тип отличается тонкостью эмоциональных реакций, проницательностью, гуманностью, отзывчивостью. Как правило, эмотивный тип не претендует на лидерство.
4. Педантичный тип отличается преувеличенной аккуратностью, плохой переключаемостью с одной проблемы на другую, он всегда жестко следует плану, при его нарушении испытывает раздражение.
5. Тревожный тип отличается ощущением беспокойства, внутренней напряженности, склонен ожидать неприятности. Для данного типа характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей.
6. Циклотимный тип отличается чередованием приподнятого и депрессивного настроения, ценностные ориентации и потребности зависят от цикла настроения. В период подъема ведут себя как гипертимы, в период спада – как дистимы.
7. Демонстративный тип отличается эгоцентричностью, жаждой признания, оригинальностью, стремлением произвести эффект. Для него характерна богатая фантазия, лживость, притворство, авантюризм, проявление артистических способностей.
8. Возбудимый тип отличается агрессивностью, упрямством, раздражительностью, властностью, требовательностью, неуживчивостью, неудержимостью. Для данного типа характерна повышенная конфликтность, грубость.
9. Дистимный тип отличается серьезностью, частой подавленностью настроения, тоскливостью, предчувствием неприятностей. Для этого типа характерны медлительность, слабость волевого усилия, заниженная самооценка.
10. Экзальтированный тип отличается склонностью приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительному поводу и впадать в отчаяние в результате разочарований. Дл него характерно искреннее, но чрезмерное переживание восторга и отчаяния; страстность, полярность чувств (любовь и ненависть, восторг и отчаяние), самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда любящий не встречает взаимности [6].
Если произвести разделение черт характера и черт личности, то станет понятно, что в «типах характеров» показана типичность и закономерность сочетаний определённых черт характера с определёнными чертами личности. В трудах П. Б. Ганнушкина и Э. Кречмера выделяются особые рубрики под названиями «социальная установка» и «социальное значение», в которых прослеживаются особенности социальных позиций и отношений, т. е. личностные черты, типичные для представителей каждого характера. Важно проследить, почему и как определённые качества характера способствуют формированию определённых свойств личности. В психологической литературе содержатся отдельные попытки ответить на эти вопросы и проследить механизмы возникновения личностных качеств в связи с некоторыми ярко выраженными чертами характера. Например, эпилептоид, отличающийся повышенной гневливостью и злобностью, маскирует их угодливым поведением [9, с. 52]. У гипертимного подростка очень ярко выражена «реакция эмансипации», что осложняет процесс усвоения им социальных норм. Сензитивный подросток, наоборот, сохраняет привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям, у него рано формируется чувство долга, повышенные моральные требования к себе и другим [7].
Проблема влияния характера на формирование личности важна не только в теоретическом плане, но прежде всего – в практическом – для воспитания и самовоспитания с учётом индивидуальных характеров. Типичность сочетаний означает не предопределённость личности характером, а лишь закономерное проявление роли определённых черт характера в процессе формирования личности. Проявления характера всегда непосредственны: человек делает то, что «хочет» или «не хочет». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется тем, что «должно», что «следует».
Таким образом, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это можно выразить формулой, что «личность в своём развитии «снимает» характер» [2, с. 287], характер может быть превзойдён и «отменён» личностью.
А. Ф. Лазурский, описывая три уровня зрелости личности, переходя от низшего уровня к высшему, исключает из описания человеческой индивидуальности черты характера, заменяя их свойствами личности (от эндопсихики к экзопсихике) [5].
Однако бывают обстоятельства (внешние условия или резко выраженные черты характера), когда личность оказывается не в состоянии преодолеть или «переработать» свой характер, тогда он оказывается существенной детерминантой поведения и даже тормозом к развитию личности (при психопатии).
Возникает вопрос: существует ли «нормальный» характер? Формально «нормальный характер» существует – это характер без отклонений, это «золотая середина» качеств, однако это явление довольно редкое [2, с. 290]. Обратитесь к текстам П. Б. Ганнушкина. В самом словосочетании «нормальный характер» заложено противоречие, т. е. «неотличающаяся индивидуальность», «нехарактерная характерность», отсутствие острых углов. Ведь характер – это уже индивидуальность, поэтому «нормального» характера нет. Когда мы захотим описать гармоничного (с точки зрения характера) человека, то должны с языка черт характера перейти на язык свойств личности, и тогда обнаружится масса его уникальных особенностей во всех сферах – мотивационной, нравственной, мировоззренческой и др.
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление