Функции воображения
Опережающее отражение – возможность вообразить результаты действия до начала действия и его промежуточные этапы. Значительная часть этого отражения – воображение, не представление. Очень часто нужно осознать, что получится в итоге деятельности, осознать результат целенаправленной деятельности. Есть ли опережающее отражение у пчел, например? Пчела строит соты шестигранной формы до сбора меда, натаскивает в них мед и заделывает их – это инстинкт. Человек же может воображать стихийно, спонтанно, непроизвольно или произвольно, но обязательно думая о цели, результате.
Эвристическая – «эврика», «эвристика» – поиск нового, нахождение принципиально нового, неизвестного знанию. Эврика – «я нашел». Образ строится по описанию, по предположению, поиск принципиально нового, сама догадка. Мутация информации, иногда путаница, объединение необъединимого, неправильные аналогии порождают догадку о новом. Поведение высокоразвитых животных отличается тем, что не методом проб и ошибок рождается новое, а с помощью принципиально нового решения.
Компенсаторная – возникает при неудовлетворенных потребностях, когда воображение создает иллюзию удовлетворения потребности, а наши мечты о желаемом приглушают саму потребность. Но есть патология, когда воображение удовлетворяет все потребности (особенно у детей). Склонность к мечтаниям – компенсаторная функция психики.
4. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими, решая задачи (связана с мышлением и органически в него включена).
5. Регулирование эмоциональных состояний – человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
6. Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.
7. Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
8. Планирование и программирование деятельности, составление творческих программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность, например, при утомлении, возбуждении, фрустрации и т. д., пользуясь различными медитативными сюжетами. При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение.
Характеристика некоторых видов воображения
Воображение может быть нескольких видов.
Пассивное воображение– уход от жизни в область фантазии, грез, замещающих реальную действительность. Диапазон здесь очень широк – от Манилова до «тихо сам с собою я веду беседу». Иллюзорный мир превращается в единственную реальность.
А) Произвольное – человек специально вызывает мечты, использует их для защиты своей личности от ударов судьбы, но это не активное воображение, т. к. не создается образ для продуктивной деятельности. После неприятностей человек более склонен к воображению, к религии.
Б) Непроизвольное – образы возникают сами собой, например: читая интересную книгу, человек живет жизнью ее героев; а также это дрема, сновидения, быстрые фазы сна, галлюцинации.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Иллюзии – это недостатки, дефекты нашего перцептивного аппарата, это то, о чем можно сказать «показалось» и проверить в реальной действительности.
Чем отличаются иллюзии от галлюцинаций?
Галлюцинации – это то, что мы не можем проверить, не можем знать, это нарушение сознания, результат физиологического, органического дефекта работы центральной нервной системы. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы (в отличие от галлюцинаций) – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.
2. Активное воображение.
А) Воссоздающее воображение– это создание образа по описанию в результате чтения художественной литературы, важный вид при обучении географии, черчению, истории, литературе. Один известный ученый-математик сказал о своем не менее известном ученике, тоже ученом-математике: «Поэтом стал – ему не хватает воображения».
Б) Творческое – самостоятельное создание образов. В. Шкловский называл это «остранением». Это необычность, новизна взгляда на мир.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно (разумеется, отдельные детали). Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого.
- Кафедра «Прикладная психология»
- Введение
- Тема 1. Предмет и задачи психологии и педагогики
- Психология в нашей стране
- Уровни работы психики
- Классификация психических явлений
- Задачи педагогики
- Классификация методов психолого-педагогического исследования
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Ощущение и восприятие
- Классификация ощущений
- I. По модальности (качественному своеобразию):
- II. По расположению рецепторов:
- III. По направлению воздействия раздражителя:
- Основные свойства ощущений
- Основные свойства образа восприятия
- I. Пространственно-временные:
- II. Производные:
- III. Дополнительные свойства:
- Виды восприятия
- I. По модальности:
- II. По форме существования материи:
- Тема 3. Память. Мнемические процессы
- 4. Приемы организации запоминания.
- Две основные группы методов изучения произвольной памяти
- 2. Метод удержания членов ряда
- Тема 4. Внимание
- Факторы, определяющие внимание
- 1 Группа.Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей
- Функции внимания
- 2. Виды и свойства внимания.
- Свойства внимания (укроп)
- 3. Роль внимания в профессиональной жизни человека.
- Тема 5. Представление и воображение
- Свойства и виды образа представления
- Виды представлений
- Функции воображения
- 3. Воображение и творчество.
- Способы синтезирования образа воображения
- Тема 6. Мышление как высший познавательный процесс и интеллект
- Мышление как процесс
- Основные мыслительные операции
- II. По средствам воздействия:
- III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):
- IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):
- V. По функциям:
- 4. Формы логического мышления.
- Теории мышления
- Что определяет развитие интеллекта?
- Оценка интеллекта
- Развитие интеллекта
- Тема 7. Язык и речь
- Теории речи
- Речь как средство общения
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Единство мышления и речи. Работа с понятиями
- Уровни определения понятий
- Два вида понятий
- Психологическая основа решения задач
- Происхождение речи
- Соотношение мышления и речи
- Функции языка
- Функции речи
- Классификация видов
- I. По функциональному назначению:
- II. По форме передачи (по форме знаков):
- III. По количеству участников:
- Средства повышения выразительности звуковой речи
- Тема 8. Эмоциональные процессы и состояния.
- Функции эмоций
- Фазы стресса
- Тема 9. Психология личности. Темперамент как свойство личности
- 1. Понятие темперамента. Теории темперамента.
- 2. Психологическая характеристика типов темперамента.
- Теории темперамента
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Ценностные ориентации типов темперамента (личности)
- Тема 10. Характер и воля. Акцентуации характера
- Теории воли
- Развитие воли у человека
- Краткое описание типов акцентуаций характера по к. Леонгарду
- Формирование характера
- Тема 11. Способности
- Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
- Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
- Виды способностей человека
- Духовные способности
- Факторы, влияющие на развитие способностей
- Тема 12. Общая характеристика личности
- Тема 13. Деятельность
- Главные признаки деятельности
- Общение
- 4. Умения, навыки, привычки. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
- Деятельность изобретателя
- Труд художника
- Расскажите о роли психических процессов в деятельности человека.
- Условия и правила проведения «мозгового штурма»:
- Тема 15. Психология малой группы.
- II. По времени существования группы:
- Тема 16. Цели образования и воспитания. Обучение в вузе.
- 1. Понятие воспитательного процесса.
- 2. Методы обучения.
- 3. Виды обучения в высшей школе (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия).
- Репродуктивные методы обучения
- Продуктивные методы обучения
- Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов
- Цели практических занятий:
- Требования к практическому занятию
- Порядок проведения практического занятия:
- Подходы к выполнению лабораторных работ:
- Тема 17. Проблема взаимоотношений поколений в семье
- 1. Понятие семьи. Типы семейных отношений.
- 2. Воспитание ребёнка.
- Оглавление