logo search
Ященко_ПиП_2010_-_7

Две основные группы методов изучения произвольной памяти

1 группа. Исследование непосредственной памяти (есть установка на запоминание, но не используются специальные средства). Такое исследование позволяет установить:

  1. как происходит запоминание материала в зависимости от различного строения деятельности, в которую включено запоминание;

  2. какую роль играет отношение запоминаемого материала к основной цели деятельности;

  3. какие факторы определяют запоминание материала в тех случаях, когда заучивание материала не является специальной задачей.

2 группа. Методы исследования опосредствованного запоминания.

Под опосредствованным запоминанием понимается процесс, в котором поставлена цель – запомнить данный материал, используя для этого специальные мнемотехнические средства.

Такое исследование позволяет установить, насколько объем и прочность запоминания могут повышаться в результате использования специальных мнемотехнических средств.

Для исследования памяти Эббингауз разработал ряд методов, носящих сейчас название классических.

  1. Метод непосредственного выучивания

Заучивается до безошибочного воспроизведения определенное число слогов.

С использованием этого метода установлена кривая заучивания. Важно регистрировать число необходимых повторений. С использованием этого метода установлена кривая заучивания.

По оси абсцисс откладывается число повторений, по оси ординат - число воспроизведенных слогов. Эта кривая отражает ту закономерность, что при многократном предъявлении 12–15 элементов число удержанных членов постепенно возрастает. У человека, находящегося в состоянии утомления, кривая поднимается медленнее, или сначала поднимается, а затем начинает опускаться.

Кривая заучивания сильно изменялась в зависимости от длины ряда. Если при предъявлении ряда из 10 слогов она достигала предела после 3–4 повторений (удерживались все 10 слогов), то при предъявлении 20–30 слогов заучивание шло дольше и не достигало полного воспроизведения. Увеличение объема информации, поступающей за один раз, приводит к торможению запоминания. Не давать материал, рассчитанный на запоминание, в конце занятия, беседы. Материал для запоминания давать порциями, а не весь сразу.

Установка на запоминаниеявляется существенным условием запоминания, без которого простое повторение ряда не дает эффекта. Классический эксперимент Эббингауза фактически всегда опирается как на ассоциативные связи, так и на установки. Установка создавалась инструкцией запомнить. Установка также влияет и на длительность запоминания.

Давать установку на длительное хранение заучиваемого материала с последующим воспроизведением его в профессиональной производственной ситуации.