logo search
Ященко_ПиП_2010_-_7

Средства повышения выразительности звуковой речи

Экспрессивные:

– интонация – изменение модуляции голоса, тона;

– подвижная мимика,

– уместная убедительная жестикуляция.

Дополнительные звуковые средства:

– система пауз,

– произношение по слогам,

– смысловое выделение слов, построение инверсий.

4. Роль речи в жизни человека. Речь – это интегральный процесс, участвующий во всех познавательных психических процессах и определяющий развитие мышления.

Для человека важно овладеть культурой речи, освоить стилистическую, грамматическую, эмоциональную и экспрессивную функции речи, научиться точно и ёмко выражать свои мысли, уверенно выступать устно. Шопенгауэр цитировал древних мыслителей: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Речь – это тот инструмент, благодаря которому люди понимают друг друга.

Однако существует барьер между образом и языком. Мы мыслим образами, но для общения с другими вынуждены трансформировать образы в мысли, а мысли – в слова. Этот путь – от образа к мысли и языку – очень коварен. Происходят потери: богатая, сочная ткань образа, его необыкновенная пластичность и текучесть, его личные ностальгические эмоциональные оттенки – всё утрачивается при переходе от образа к языку и речи.

Великие художники пытаются передать образ непосредственно с помощью намеков, метафор, лингвистических приёмов, направленных на то, чтобы вызвать у читателя похожий образ. Но, в конце концов, они понимают неадекватность своих средств стоящей пред ними задаче. Как пронзительна жалоба Г. Флобера в «Мадам Бовари»: «Между тем, правда в том, что полнота души может иногда переполнить мелкий сосуд языка, ибо никто из нас никогда не может выразить в полной мере своих желаний, мыслей или печалей; и человеческая речь похожа на разбитый горшок, на котором мы отбиваем грубые ритмы, под которые могли бы танцевать медведи, в то время как хотели бы сыграть музыку, способную растопить звёзды». Содержание данной темы представлено на рисунках 22, 23, 24.

Вопросы для повторения

  1. Дайте определение языка и речи. В чём их отличие?

  2. Выделите основные этапы развития речи.

  3. Какую роль играет речь в развитии психики человека?

  4. Что представляет собой язык как общественно-историческое явление? Какие науки, кроме психологии, исследуют проблемы языка, и как эти исследования соотносятся с психологическими исследованиями?

  5. В чём коренное различие речи человека и звуковой сигнализации животных?

  6. Раскройте психологические особенности видов речи.

  7. Назовите функции речи и языка.

  8. Чем отличается письменная речь от устной? Как эти различия должны учитываться в практической трудовой деятельности человека?

Рис. 22. Речь (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)

Рис. 23. Речь (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)

Рис. 24. Речь (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)