logo search
УМК по псих

Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет пока четких опреде­лений. Одни исследователи считают, что понятие «форми­рование» более широкое, чем понятие «воспитание», дру­гие — что оно уже, ибо формирование — это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализа­ция личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализа­ция есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида н имеющий определенные стадии: становления и развития личности. Процесс воспитания — это процесс формирования развития личности, включаю­щий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязан­ная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (вос­питательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (вос­питательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его вза­имодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов.

В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на дости­жение заданной цели. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправлен­ный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единс­твом целей, сотрудничеством при их достижении характе­ризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъ­ективные факторы, обусловливающие невообразимую сложность процесса. Установлено, что соответствие субъ­ективных факторов, выражающих внутренние потреб­ности личности, объективным условиям, в которых живет и формируется личность, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содер­жанию совпадают влияния организованной воспитатель­ной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспита­тельного процесса — его непрерывность. Если процесс вос­питания прерывается, идет от случая к случаю, то воспита­телю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — процесс комплексный. Комп­лексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного про­цесса, подчиненное идее целостности формирования лич­ности. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение идет от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

Управление процессом строится главным образом на обрат­ных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и вне­шними. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает проти­воречие между возникающими у нее новыми потребнос­тями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности. Назначение воспитания — правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов» потребностей, жизненных планов и ценностных ориента­ции воспитанников.

Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоре­чия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Особенно внима­тельно надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.

Выделим основные направления воспитательной деятельности:

Нравственное воспитание — это формирование нрав­ственно цельной личности в единстве её сознания, нрав­ственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание — целенаправленный про­цесс формирования творчески активной личности, способ­ной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искус­стве, жить и творить по законам красоты.

Экономическое воспитание — это организованная педа­гогическая деятельность, специально продуманная .сис­тема работы, направленная на формирование экономичес­кого сознания воспитанников. -

Гражданское воспитание — это формирование моло­дого человека как гражданина своей Родины, как чело­века, способного бороться за обеспечение морально-полити­ческого единства и дружбы народов нашей страны.

Интернациональное воспитание — целенаправленная деятельность по формированию у воспитанников чувства свободы, равенства и братства, культуры межнациональ­ного общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

Патриотическое воспитание — это процесс форми­рования политически сознательного молодого человека, любящего' свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Правовое воспитание — это деятельность по форми­рованию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соб­людения им норм нравственности и морали, высокой граж­данской ответственности и активности, развития у негр правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

Экологическое воспитание — это формирование у вос­питанников экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, волн и готовности к активной природоохранной деятельности, которое помогает пони­мать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство, ориентирует на бережное к ней отношение, позволяет заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.

Физическое воспитание — это педагогически организо­ванный процесс передачи от поколения к поколению спосо­бов, знаний, необходимых для физического совершенства.

Конфессиональное (религиозное) воспитание —-это воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщение их к религиозным традициям и прак­тике, выражается в богослужениях и проповедях, бого-послушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.

Трудовое воспитание — это система педагогических воздействий, направленных на формирование у воспитан­ников добросовестного, ответственного, творческого отно­шения к труду, а также умений и навыков общей трудовой культуры.

Следует отметить, что вся воспитательная работа стро­ится на принципах воспитания. Принципы воспитатель­ного процесса — это общие исходные положения, в кото­рых выражены основные требования к содержанию, мето­дам, организации воспитательного процесса. Современная отечественная система воспитания руководствуется следую­щими принципами:

^ общественная направленность воспитания;

>> связь воспитания с жизнью, трудом;

> опора на положительное в воспитании;

>• гуманизация воспитания;

1^ личностный подход;

^ единство воспитательных воздействий.

Рассмотрим эти принципы подробней.

Общественная направленность воспитания

В различные времена содержание этого принципа меня­лось, приобретая то большую общественную, то государ­ственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неоднократно изменялся. От общего положения — воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни — сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеоло­гические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государствен­ного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов.

если государственные и общественные интересы при этом совпадут, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписыва­ются в структуру целей и задач воспитания. При рассогла­совании целей государства, общества и личности реализа­ция принципа становится невозможной.

Связь воспитания с жизнью, трудом

«Не для школы для жизни» — такой призыв встре­чал учеников древнеримских школ. Уже античные педа­гоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, лич­ного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и соци­ализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равно­правных членов, воспитанники приобретают опыт нравс­твенного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества. Принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем.

Опора на положительное

Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в про­цессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие советы воспи­тателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Опытные педагоги ищут даже в плохо вос­питанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в форми­ровании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспита­нии просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, Опираясь на хорошее, развивать другие, недо­статочно сформированные или отрицательно сориентиро­ванные качества, доводя их до необходимого уровня и гар­монического сочетания.

Гуманизация воспитания

Принцип гуманизации воспитания требует:

^ гуманного отношения к личности воспитанника;

^ уважение его прав и свобод;

*• предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

^ уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые тре­бования; -

^ уважения права человека быть самим собой;

> доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

>• ненасильственного формирования требуемых качеств;

*• отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

>• признания права личности на полный отказ от фор­мирования тех качеств, которые по каким-либо причи­нам противоречат ее убеждениям.

Личностный подход

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особеннос­тей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что перво­степенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанни­ков. Личностный подход понимается как опора на личност­ные качества. Последние выражают очень важные для вос­питания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировав­шиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индиви­дуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правиль­ный учет данных качеств.

Единство воспитательных воздействий

Принцип единства воспитательных воздействий тре­бует, чтобы все лица, организации, общественные инс­титуты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и уси­ливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспи­тательного процесса уподобляются крыловским персона­жам — Раку, Лебедю и Щуке, которые тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.