logo
УМК по псих

Человек. Личность. Индивидуальность

Личность является объектом изучения многих наук. Для социально-психологического анализа следует четко разграничить понятия человек, индивидуальность, индивид, личность.

Человек – родовое понятие, определяющее биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способностью создавать орудия, использовать их в процессе общественного труда. Эти свойства связаны с усвоением общественно-исторического опыта, культуры.

Индивид – понятие, которое используется для биологического организма, носителя общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Индивидом мы рождаемся.

Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения и общественно-исторического опыта человечества. Т.е. личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, взаимообщения, воспитания, обучения. Если социология рассматривает личность как продукт общества, представителя определенной социальной группы, то психология признает внутренние условия развития личности, наследственно-биологические свойства. Т.е. личность выступает не только как объект и продукт общественных отношений, но и как активный субъект деятельности, общения, самосознания и самопознания.

Индивидуальность характеризует непохожесть личности на других в своих духовных и физических свойствах. Она выражается в наличии разного опыта, знаний, умений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Индивидуальность мы утверждаем, доказываем.

Основные параметры индивидуальности – мотивация, темперамент, способности и характер. Активность и эмоциональность выступают как вторичные функции темперамента. Активность и саморегуляция проявляются как характеристики способностей. А в характере выделяются моменты саморегуляции и побуждения. Среди параметров личности выделяют следующие:

Направленность – свойство личности, выражающее динамику развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения. С.Л. Рубинштейн рассматривал направленность как динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность человека.

Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Мотивация – относительно устойчивая система мотивов, связанных с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.

Направленность, мотив как отношение к ситуации определяют цели, а в соответствии с ними – выбор и изменение способов действий для приспособления к ситуации.

Темперамент – характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности

Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Характер – совокупность формируемых свойств, проявляющихся в отношении человека к миру, трудовой деятельности, окружающим. Он накладывает отпечаток на действия личности

Эмоциональность – совокупность качеств, приписывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, деятельность любого рода, интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий.

Саморегуляция – регуляция субъектом своей деятельности и поведения.

Побуждения – мотивационный компонент характера.

Воля – потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

При множественности определений понятия личность, все авторы сходятся в том, что это психологическое новообразование существенно отличает человека от всех других живых существ. Это отличие основывается на степени включенности личности в социальные отношения при бесспорном влиянии природно-заданных свойств:

(А.В. Петровский).

Состоявшуюся личность отличают определенные критерии. Они были сформулированы на основе деятельностного подхода в развитии личности в трудах отечественных психологов А.Ф. Лазурского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.П. Ананьева и др.

Первый критерий связан с понятием сознание и понимается оно как совокупность знаний человека об окружающем его мире. Индивида можно считать сформировавшейся личностью с тем большей вероятностью, чем шире его диапазон знаний о реальной действительности. Это обусловливается уровнем развития его познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы.

Вторым критерием является наличие самосознания как особой инстанции личности. Это способность к осознанию своего Я, к самоанализу, самооценке, умению задавать вопросы и искать на них ответы. “Личность в профессии” по выражению А.Н. Леонтьева встает перед задачей на личностный смысл, когда среди иерархии мотивов следует выбрать ведущий.

Третьим критерием является способность личности к целеполагающей деятельности. Это способность разрабатывать и реализовывать свою жизненную и профессиональную стратегию, когда происходит анализ мотивов, оценка возможностей, выбор средств достижения целей, принятие волевых решений в зависимости от условий и ситуаций.

Четвертый критерий связан с эмоциональными особенностями личности. Как утверждал С.Л. Рубинштейн, человек есть в максимальной степени личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия. Главное место здесь занимает соотношение положительных, нейтральных и отрицательных эмоций с преобладанием первых.

В качестве пятого критерия выступает степень овладения языком, уровень развития речевых способностей.

Структура личности – это относительно устойчивое единство определенным образом систематизированных, взаимосвязанных и взаимодействующих биологических и социально обусловленных ее свойств, в котором определяющими являются последние. Например, в структуру личности можно включить:

-психические процессы (различные формы отражения);

-психические состояния (интеллектуальные, эмоциональные, волевые);

-психические свойства (черты характера, способности).

К.К. Платонов предложил следующую структуру личности:

- 4-я, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура включает темперамент, возрастные, половые особенности, что формируется путем повтора;

- 3-я включает социально сформированные путем упражнения на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения;

- 2-я подструктура опыта, в которую входят знания, навыки и привычки, приобретенные путем обучения;

- 1-я, высшая и в основном социально обусловленная подструктура направленности, формируемая путем воспитания.

В рамках направленности обращают внимание на потребности, ценности, интересы, склонности и установки личности.

С.Л. Рубинштейн (1946) в качестве составляющих личности выделял: