Средства и формы воспитания
Средство воспитания — это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является всё то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, животные, растения, события и т.д.). Средства воспитания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их может использовать целенаправленно воспитатель.
Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Они иллюстрируют явления жизни, инициируют активность воспитуемых, обеспечивают материально-техническую оснащённость, улучшают психологическую атмосферу, выступают инструментами деятельности и т.д. Средства должны отвечать определённым требованиям:
гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.
Цели, содержание, методы и средства воспитания оказывают влияние на выбор формы воспитательной деятельности. Форма — это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.
Существует большое количество классификаций форм воспитательной работы. Одну форму от другой отличают: продолжительность по времени: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные (несколько дней, недель);
Виды деятельности воспитуемых: учебная, трудовая, спортивная, художественная;
^ способ влияния педагога: непосредственно, опосредовано;
^ субъект организации: педагоги, родители, другие взрослые;
^ результаты: информационный обмен, выработка общего решения;
^ количество участников: индивидуальная, групповая, массовая формы.
Рассмотрим особенности некоторых форм воспитательной работы, различаемых по количеству участников.
Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. В процессе общения воспитатель должен распознать возможности воспитанника, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.
Групповые формы: творческие группы, органы самоуправления, кружки и т.д. Задачи воспитателя, создать условия для самореализации всех участников группы, получения позитивного результата групповой деятельности.
Коллективные формы: конкурсы, концерты, походы, спортивные соревнования и т. д.
Имеется большое количество подходов к различению различных типов форм воспитательной работы. Не имея возможности всё представить, выделим лишь один. Так, Н.И. Болдырев предложил классифицировать формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:
^ словесные — собрания, сборы, линейки, лекции,
конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
> практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники и др.
> наглядные — музеи, выставки, стенды, стенные газеты и пр.
В заключение отметим, что все формы организации воспитания взаимозависимы и взаимосвязаны, поэтому на практике существует проблема оптимального их сочетания.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике