Темперамент.
Таким образом, личность – это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой.
Многие психологии соотносят понятия личность и характер. Одни – отождествляют их, другие рассматривают характер как подструктуру личности, третьи утверждают, что личность – часть характера. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Так черты характера выражают то, как действует индивид, а черты личностные – то, ради чего он действует. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем личности. Действуя как личность, человек, скорее руководствуется тем, что “должно” делать. С развитием личности он начинает действовать более нормативно – не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это можно выразить общей формулой: личность в своем развитии “снимает” характер. Но это – лишь общая тенденция. Порой встречаются серьезные препятствия на пути развития личности. Так некоторые ярко выраженные черты характера становятся тормозом развития личности (психопатии).
В качестве факторов формирования личности традиционно выделяют внешние и внутренние по отношению к индивиду. К внешним относятся микро-, макро- и мегасреда социализации человека: малые общности, этнические, социальные, религиозные и наконец, само общество с его экономическими, политическими, социальными процессами.
К внутренним факторам относятся биологически обусловленные наследственные особенности. При этом личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые проявляются внешние воздействия.
К первому психологическому механизму формирования личности можно отнести “сдвиг мотива на цель”. Суть его в том, что если идея, цель длительно и стойко насыщаются положительными эмоциями, то это постепенно превращается в самостоятельный мотив – цель жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Путем анализа своей деятельности, отношения к ней “значимых других” (члены семьи, друзья, авторитетные люди) устанавливается иерархия мотивов, выделяются из них те, которые наиболее полезны и важны – цели.
Второй психологический механизм формирования и развития личности называется идентификация, он реализуется через подражание и заражение особенностями личностных авторитетов.
Третий связан с принятием и освоением социальных ролей личности.
Многие психологи сходятся во мнении, что основным способом существования личности является постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений начинается регресс личности.
Степень сохранности личности психически неполноценных людей может быть разной – от небольших отклонений от нормы до тяжелых психических заболеваний. В случаях психической патологии мироощущение, мотивация поведения, особенности мышления существенно отличаются от здоровых людей. Здесь речь идет о патологии или аномальной личности. Преступники, будучи психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку накопленные ими знания, умения и навыки направлены ими против сформировавшего их общества. Личность может быть утрачена человеком вследствие болезни или глубокой старости, что проявляется в утрате самосознания, способности ориентироваться во времени, пространстве и человеческих отношениях.
Влияет на формирование и развитие человека и личности интеллект. Это определенный уровень развития мыслительной деятельности человека, способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем. В отечественной психологии принято исходить из принципа единства интеллекта и его связи с личностью. Эта связь неоднозначна. Но известно, что ограничение умственных способностей препятствует полноценному развитию личности. Олигофрения – форма умственной отсталости, которая характеризуется тотальностью психических процессов недоразвития и нарушения в сенсомоторной и интеллектуально-речевой сфере. Различают степени тяжести дефекта: дебильность (IQ от 50 до 70), имбецильность (IQ от 20 до 50), идиотия (IQ не более 20).
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике